Марьевка-1

26.06.2021

Поступил еще один заказ на рыбохозяйственную характеристику Марьевки - притока Красносельской. Это тот самый ручей, в устье которого в июле прошлого года я обнаружил висячий кульверт. 

К запросу прилагалась схема размещения объекта «Агропромышленный парк с оптово-распределительным центром», и сразу вызвало подозрение, что обозначена территория последнего чудом сохранившегося  здесь долинного леса.  

Валерий Владимирович Ерохов вызвался помочь, тем более, как оказалось, именно в этих местах он провел свое детство. В 8 утра он подхватил меня в Троицком, и скоро мы были на пересечении восточной дорогой в Новоалександровку ручья Красносельского, как дорожники назвали Марьевку.

Прямо здесь, у моста, прибором Hanna померили температуру - 13,2° С и содержание кислорода -7,3 мг/л, а капельным тестом  UHE – рН – 6,5. Выше моста ручей 250 м течет по придорожной канаве вдоль леса. Небольшой древесный завал вперемешку с мусором существенной преграды не представляет. Тут на углу поля, заросшего лютиком, выкосили борщевик. На краю леса ручей поворачивает и выше по мелиоративной канаве около 870 м вдоль того же леса, потом поперек лютикового поля на север и через 600 м опять течет с востока, со склонов Сусунайского хребта.

Странно, но даже в таких условиях ручей начал натурализоваться, его населяют сахалинская колюшка и жилая мальма, мелкие гаммарусы и несколько видов ручейников. Нерестилищ нет, грунт - заиленный песок и гравий. Водоохранная полоса сохранилась на участке левого берега вдоль леса.

Потом мы заехали через кладбище к подножью сопок, там оказалось перекопано и мы пошли пешком вдоль вырытой недавно нагорной канавы, которая перехватывает все стоки с сопки на поле. Эта канава глубокая, до 3-х метров, как и все осушительные канавы  поперек поля. Ручей, к счастью, в верховьях течет свободно. Я видел там и мальму, и личинок поденок и двукрылых. Здесь вполне могла бы нереститься сима, если она пройдет кульверт и все остальные препятствия. По воспоминаниям, здесь была запруда, но сохранилось лишь какое-то бетонное сооружение на берегу. 

С верхней части поля я пошел к месту взятия первых проб, а Валерий Владимирович вернулся к машине. По дороге я насчитал 8 поперечных канав, ручей пропущен по шестой сверху (или третьей снизу), через него есть даже мостик. Не очень понятно, для чего мелиораторы так сильно заглубили канавы, ведь это поле никогда не было заболоченным. Что там будет выращиваться, тоже непонятно, сейчас там сплошь лютики.

Довольно быстро я спустился к нужному месту, и успел даже заглянуть в лесную чащу. Конечно, это не тот дремучий лес, какой описывал Н. В. Рудановский:  «Берега реки Сусуя покрыты строевыми лесами лиственницы, кедра и ели, между которыми находятся поляны с превосходною травою; далее же растет по реке преимущественно рощами: вяз, береза, осина и ольха… От устья реки Такой растут огромные корабельные леса кедра, ели и лиственницы». Но как мне показалось, лес довольно разнообразный, есть пихта и ель и насколько я могу судить, не зараженная короедом. Впрочем, очень желательно осмотреть эту рощу ботаникам, в том числе на предмет наличия краснокнижных видов.

А группе энтузиастов, видимо, детям из клуба «Белый орлан» под руководством Эммы Васильевны Литвинцевой установить общественный контроль над этим ценным участком, чтобы не случилось как с «Горным воздухом». Хотя мне все же кажется, что крайне глупо было бы вырубать лесозащитную полосу, когда совсем рядом к югу от нее пустуют земли на месте бывшего птичника, там даже фундаменты остались.

Думаю, недавно созданная Сахалинская бассейновая комиссия при Министерстве экологии  могла бы сказать свое веское слово в этом вопросе.

А ручей хочу еще дообследовать, пройти нижнее течение, а заодно посмотреть сбросы с очистных сооружений Новоалександровки и Лугового. На карте его течение обозначено фиолетовыми линиями в верхнем правом углу. А на спутниковом снимке желтыми ромбиками – выпуски с ОСК.

Меню

Минуточку ...