Точка кипения СахГУ. Климатическая повестка

03.10.2021

Совсем недавно я удивлялся, что в Южно-Сахалинске еще не появилась своя «Точка кипения», и как в воду глядел – 28-29 сентября в Восточном университете открылась «Точка кипения СахГУ», уже 119-я в стране. Оказывается, наши еще в 2018 году подали заявку, все это время выполняли список требований к помещениям. Я зарегистрировался заранее, но полдня 28-го мы еще обследовали Таранай, а к 15:30 успел на пленарное заседание на тему: «Ответ на климатический вызов. Гипотезы и проектные направления».

В эти дни в разных точках города проводились серьезные тусовки, на которые понаехало большое число всякого начальства и интеллектуалов. Здесь тоже собрались люди из столичного бомонда.

Модератором выступил Андрей Яковлев из «АФК Система». Мне понравился формат мероприятия. Приглашенные эксперты сели в ряд перед публикой, каждый должен был сформулировать по два вопроса, возникших у них в связи с темой климата на личном и профессиональном уровнях. Вот эти эксперты: Аленьков Вячеслав Владимирович, заместитель председателя Правительства Сахалинской области; Песков Дмитрий Николаевич, Спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ и гендиректор «Платформы НТИ» (кстати, автор стартапа «Точка кипения»); Сергеев Александр Михайлович, президент РАН; Ганченкова Мария Герасимовна, и. о. ректора СахГУ; Кузяев Андрей Равелевич, президент ЭР-Телеком.

Уважаемые эксперты как могли кратко озвучили свои вопросы, кто-то из помощников превратил их в тексты, которые скоро появились на экране. Получилось две колонки вопросов по 5 в каждой. Вывели на экран QR-код, и весь зал должен был проголосовать, выбрав из 10 вопросов 2 близких каждому. Очень современно, быстро и эффектно! Из диаграммы всем видно, что победили вопросы: «Как нам удержать молодежь на Сахалине?» и «Как сделать так, чтобы наша страна стала лидером в новой энергетической эпохе…» и что-то там про переселение.

Остаток времени эксперты умничали, позволив только В. П. Мозолевскому сделать короткую реплику из зала: «А нас спросили, почему мы так ответили?». Впрочем, среди экспертов шла довольно оживленная дискуссия, наблюдать за которой было очень интересно. Несколько наиболее ярких перлов я успел записать.

Сергеев: «Может, зря кипим? Может, кипеть надо в другом – адаптироваться, а не в поисках механизмов изменения».

Кузяев: «Каменный век закончился не потому, что кончились камни».

Песков: «Нельзя мыслить регионально и национально. Априори проиграем в глобальном».

Сергеев: «Нужны якорные проекты! Придет время, если будет развитие, приедут. Центр жизни переместится в Тихий океан. Охотское море – мировой центр плотности морской биоты».

Песков: «Добавлю пессимизма. В России всего два с половиной места, где высока ПЧК – плотность человеческого капитала. Нельзя создать центр ПЧК здесь – запредельно дорого».

Аленьков: «Все вопросы важные, мы близки к тому, чтобы ответить. Мы точно движемся в сторону создания полигонов. Не удержать, а привлекать!».

Ганченкова: «ТК – место, где дикие пацаны и хипстеры обсуждают будущее. Оставить молодежь – это не цель, это следствие. Нужен драйв!».

Еще раз – это была классная сессия, мне понравилось! Но на этой красивой футуристической тусовке и на следующих ни слова не было о сохранении уникальной природы, о грязных реках и разгуле браконьерства. Если бы была возможность, я бы высказал это все нашим и заезжим умникам. Да и не поможешь словами – дела нужны!

Кстати, на следующий день Е. М. Латковская в кулуарах познакомила меня с тем, кто возможно внесет какую-то практику во все это бла-бла-бла. Александр Давидович Фертман, директор департамента по науке и образованию фонда «Сколково», как я понял, приехал среди прочего обсудить грантовую заявку  СахГУ на создание того самого морского карбонового полигона. Меня представили как эксперта по лососям и загрузили интересным вопросом о том, как соединить морские бизнесы с этой самой климатической повесткой.

Действительно, есть идея использования огромного пищевого потенциала антропогенного CO2 в целях наращивания биомассы и увеличения биопродуктивности биосферы. То есть, виват марикультура! И еще реабилитация рек, восстановление лесных и болотных массивов, расширение особо охраняемых территорий. Словом, всего того, что способствует увеличению объема природных резервуаров стока CO2 из атмосферы. Если бы климатический проект на Сахалине выполнялся по этим направлениям, я был бы руками и ногами за! А так – кругом одни противоречия и риски…

Меню

Минуточку ...