Анива - археологический Клондайк

21.07.2022

Закончил краткий вариант главы книги о памятниках Анивского района. Отправил для конструктивной критики О. А. Шубиной и А. А. Василевскому, но предварительно обсудили с инициатором проекта Г. Г. Штепой. Весь материал, "нажитый непосильным трудом", буду публиковать в электронном виде.

Решили оставить название, под которым я как-то выступил в районной газете (вариант «Наследие предков» забраковали – мы не потомки, а пришлые колонизаторы). Оставили и посвящение С. В. Горбунову. На фото: так он уходил в очередной выход; в Анивском музее; на встрече с мэром Н. И. Петровым; часть сборов Сергея.

Мои сборы.

В музее лаборатории археологии СахГУ.

АНИВА - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КЛОНДАЙК

 Посвящается С. В. Горбунову,

легендарному ученому, краеведу и путешественнику

 Сергей Вячеславович Горбунов посвятил последние 10 лет своей жизни изучению истории уникального края – нашего района. К сожалению, не успел оставить письменного свидетельства своим находкам и открытиям, полного списка археологических памятников. В одном из интервью газете «Утро Родины» он озвучил цифру известных на тот момент памятников на территории Анивского городского округа – 130, упомянув при этом, что в реальности счет должен идти на тысячи. В официальный перечень объектов культурного наследия включено всего 63, включая памятники на участке вокруг Мицулёвки.

Как считают сахалинские археологи, древний человек проник на Сахалин около 200 тысяч лет назад. Небольшие группы синантропов кочевали вслед за стадами крупных животных, занимаясь охотой и собирательством. Стоянка нижнего (раннего) палеолита с примитивными орудиями из гальки обнаружена в Долинском районе. Вполне возможны такие находки и у нас в районе, просто они еще ждут своих первооткрывателей.

Это была эпоха максимального холода, уровень воды в морях опускался до 140 м ниже современного. На месте залива Анива тогда была болотистая низменность, а Палео-Лютога была намного полноводней и текла на 70 км дальше на юго-восток. Наш район был частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова, по нему пролегали пути миграций древней мегафауны: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, большерогих оленей, лошадей. За ними с берегов Амура, спасаясь от наступления ледника, шли группы первобытных людей. Разнообразие животных было значительно богаче, здесь обитали северный и пятнистый олени, лось, изюбрь, кабан, снежный баран, волк, тигр, песец. Люди изготавливали примитивный инвентарь из гальки, базальта, сланцев, раскалывая заготовки на пластины. Самым лучшим сырьем для каменных орудий было вулканическое стекло - обсидиан. Его месторождения были только на Хоккайдо, и тысячи лет (примерно 18000 – 7000 лет назад) существовал «обсидиановый путь» от реки Юбецу вплоть до Амура. 

Климат постепенно менялся, ледники растаяли, и это привело сначала к появлению пролива Лаперуза (12-13 тысяч лет назад), а затем и пролива Невельского (7-8 тысяч лет назад). Древний человек постепенно перешел от кочевой охоты к оседлой жизни у моря и устьев крупных рек, наступил новый каменный век.  Удивительно, но обсидиановый путь  не прерывался, это подтверждает, что уже в это время возникли средства и навыки мореходства.

Переход от палеолита к неолиту ознаменовался серией крупных инноваций, получивших название «неолитическая революция» и имевших свои особенности на дальневосточных территориях. Если в континентальных районах произошел переход от присваивающей к производящим формам хозяйства (скотоводство, земледелие), то в прибрежных и островных районах происходит активная приморская адаптация с широким и преобладающим использованием ресурсов моря.  

Главные признаки дальневосточного неолита:

-    возникновение керамики;

-  распространение шлифованных орудий обработки дерева – реакция населения на смену тундры лесами и необходимость изготовления лодок и жилищ;

-    оседлый образ жизни в постоянных приморских поселках;

-    лодки, рыболовное и зверобойное снаряжение;

-  отщеповая и бифасиальная (двусторонняя) технология изготовления каменных орудий.

В островном регионе возникло комплексное хозяйство с сезонной специализацией. Зимой били нерпу на льду, весной выходили в море на лодках, с мая по ноябрь ловили разные виды лососей, осенью собирали лесные плоды и ягоды, по возможности охотились. Особое значение приобретает керамика – первый искусственный материал. Она возникла в местах, где главным продуктом была рыба и морские млекопитающие.

В I тысячелетии до н. э. Южный Сахалин стал местом столкновения северных монголоидных и южных протоайнских племен. В результате сформировалась новая этнокультурная общность – охотская, в основу которой легла сусуйская культура раннего железного века. Этот период охватывает время от V в. до н. э. до V в. н. э. Сусуйские стоянки и поселения были довольно многочисленными, то есть имел место демографический прогресс. В то же время конкуренция за ограниченные ресурсы приводила к необходимости устраивать естественным образом защищенные стоянки на скалах и отдельных сопках. Сусуйцы знали привозное железо, но продолжали пользоваться каменными орудиями. Для них характерны мощные раковинные кучи, в которых обнаруживали кости животных и даже человеческие захоронения.

Множество памятников принадлежит периоду охотской культуры VII-X вв. н. э. Характерно для этого периода наличие орудий труда из кости, по-видимому, обработанных инструментами из железа. Считается, что мигрировавшие племена  принесли новые формы хозяйствования, например, свиноводство, птицеводство и разведение собак на мясо. Широко известен в охотских культурах культ медведя, породивший медвежий праздник.  Характерны поселения 3-х типов: базовое (родовое) стойбище, укрепленное поселение – острожек, летняя стоянка у берега моря.

Гончарство в этот период пережило несколько этапов изменений, орнаменты сосудов были очень разнообразны. На юге Сахалина можно встретить керамику следующих типов: Сусуя, Товада, Эноура (варианты А и Б), Минами-Кайдзука и Хигаси-Тарайка, каждый соответствует своему периоду и этапу развития.

Аборигены Сахалина жили на периферии великих цивилизаций Востока, могущественные соседи теснили их с двух сторон. Предполагается, что чжурчжэньские войска империи Цзинь были первыми колонизаторами, которые построили на Сахалине в XII веке свои крепости. Их привлекали пушнина и возможность захвата Японии. Именно в этот период происходит закат и исчезновение охотской культуры, а загадочное племя тончей исчезло, оставив след лишь в айнских легендах. А вот айны, как сильное сахалинское племя, дожило до прихода на остров русских казаков, японских торговцев и европейских путешественников. Ну, а дальше уже начинается письменная история Сахалина…

 В воспоминаниях основателя сахалинской археологической школы Валерия Александровича Голубева есть такой эпизод. В 1991 году с группой японских коллег они возвращались с раскопок в Холмском районе. Проезжая по долине Лютоги, японцы стали указывать на сопки вокруг и через переводчика сообщили, что ландшафт очень похож на долину реки Юбецу на Хоккайдо, где к тому времени уже было открыто несколько десятков памятников палеолита.

Всего через два года поселение верхнего (позднего) палеолита было обнаружено на земле фермерского хозяйства на высокой террасе левого берега реки Лютога, оно стало известно всему миру под названием Огоньки-5. Об этом памятнике немного позже, а пока об истории изучения древних памятников нашей малой родины.

Во второй половине XIX века сахалинской археологией и этнографией интересовались И. С. Поляков, И. А. Лопатин, Б. О. Пилсудский, но упоминаний о работе в районе Рутаки они не оставили.  

Как известно, в течение 40 лет на южном Сахалине хозяйничали японцы. Они строили много дорог и других объектов, при этом часто попадались остатки древних жилищ и различные артефакты. Их обследовали и описывали археологи-любители.  Работали у нас пионер археологии Карафуто полицейский Кимура Синроку, врач-фармаколог Вада Бундзиро и археолог Ито Нобуо. Последний разработал классификацию орнамента на керамике, актуальную до сих пор.

В советский период стоянку Лютога-1 изучали Р. В. Козырева (Чубарова) и В. В. Вязовская, а в 1965 году здесь побывал руководитель Дальневосточной экспедиции Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР академик А. П. Окладников. О нем говорили, что это был поразительно удачливый человек, вот и в этот раз своим зорким глазом он выхватил в осыпающемся обрыве совершенно целый сосуд сусуйского типа. Кстати, точно такой же сосуд сейчас находится в Анивском районном музее, его принес 12-летний мальчик, увлекающийся археологией.

Сбор находок на таких памятниках не запрещен, а наоборот, приветствуется, так как ценные образцы просто пропадают. Вообще-то по закону запрещён. Сборы, проведённые без открытого листа, даже не принимаются в фонды музеев. Не стоит поощрять молодёжь в нарушении закона. Каменный инвентарь (наконечники стрел, дротиков и копий, ножи, скребки, нуклеусы и отщепы) также поддаются классификации, которую можно и нужно изучать по музейным образцам. Эта классификация и хронология памятников в ходе напряженной работы разработаны большой группой сахалинских археологов, воспитанных В. А. Голубевым, а затем А. А. Василевским. В анивской археологии оставили следы В. О. Шубин, О. А. Шубина, И. А. Самарин, В. Д. Федорчук, М. М. Прокофьев, В. А. Грищенко, П. А. Пашенцев, А. Н. Фризюк, отдельной фигурой стоит С. В. Горбунов.

Однако район остается малоизученным в археологическом отношении, полного Свода памятников Анивского района (такого, как созданы для Долинского, Невельского, Холмского, Макаровского, Тымовского, Поронайского и других) до сих пор не опубликовано. Поэтому помощь молодых краеведов востребована, и Сергей Вячеславович оставил некоторые методические советы для поиска и выявления памятников.

 Методика поиска археологических памятников на Сахалине.

Одна из заповедей археологии гласит: «Археологических памятников нет только там, где их не ищут». Каждый житель Сахалина может стать автором интересного археологического открытия. На Сахалине несколько десятков тысяч памятников археологии, пока открыто лишь около двух тысяч. Сахалин в археологическом отношении остается «белым пятном».

Памятники эпохи палеолита (более 13000 лет назад)

Располагаются в основном на высоких (не ниже 8-12 м) речных и морских террасах, на плоских участках водоразделов, на плоскогорьях и возвышенностях, плоских вершинах сопок высотой до 200-250 м над уровнем моря, очень часто располагаются вблизи вершин распадков (т. е. у истоков ручьев, текущих по этим распадкам). Непременным условием местонахождения стоянки палеолитического человека является красивый вид на долину реки или окружающую местность. На вершинах всех отдельно стоящих сопок, с которых открывается широкая панорама, непременно должны быть археологические памятники.

Памятники эпохи мезолита (переходного периода) и раннего неолита (13000 – 9000 лет назад)

Располагаются чаще всего на вершинах сопок, обрамляющих долины крупных рек высотой до 250 метров над уровнем моря, причем независимо от источников воды, т. к. эта эпоха характеризуется обилием осадков (эпоха библейского «всемирного потопа»).

Памятники развитого (позднего) неолита и палеометалла (9000 – 300 лет назад)

Располагаются преимущественно в устьях рек и ручьев, на морских мысах, на мысовидных выступах речных и морских террас разного уровня, а также по долинам крупных рек. Характерным признаком поселений этого времени является наличие прямоугольных, квадратных, круглых и шестиугольных в плане котлованов древних жилищ полуподземного типа. Размеры их варьируют от 3 до 20 метров.

Здесь уместно привести еще две заповеди археологии:

  1. Клад археолога – помойка. Действительно, именно свалки отходов жизнедеятельности со временем становятся частью культурного слоя какого-либо поселения. Например, раковинные кучи – груды битых раковин моллюсков, среди которых часто встречаются кости животных, каменные и костяные орудия, разбитая глиняная посуда.
  2. Друг археолога – древний пожар. Обычно в культурном слое сгоревшего помещения хорошо сохраняются многие предметы времени существования поселения, а уголь от сгоревшей древесины позволяет с точностью иногда до нескольких десятков лет определить возраст археологического памятника.

 Но любители старины должны знать, что объекты культурного наследия (ОКН) находятся под охраной закона. Нельзя прийти с лопатой и выкопать несколько каменных орудий или кусков керамики без получения специального разрешения - так называемого «открытого листа». Даже подъемные сборы запрещены без участия специалистов. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установил, что памятники археологии считаются выявленными ОКН со дня их обнаружения, и все они являются ОКН федерального значения. Наказание за нарушение законодательства в сфере охраны ОКН становится все более и более суровым.

В то же время закон гарантирует право на доступ к ОКН и беспрепятственное получение соответствующей информации. Поэтому в районе стали появляться красивые таблички с информацией о местоположении, наименовании и датировке того или иного археологического памятника.

На территории Анивского района выделено 4 опорных археологических памятника, которые в силу своей изученности и представленности материала пригодны для культурно-хронологической атрибуции (Огоньки-5, Олимпия-5, Эноура-1, Ульяновка-2). Но только на двух из них в современный период производились раскопки, которым посвящены доступные публикации.

 Поселение Огоньки-5 (Ручей Счастья)

Расположено в 6 км к югу от одноименного села на левом берегу р. Лютога, на террасе высотой 41-43 м выше уровня реки. Недалеко обнаружены стоянки Огоньки-6 и Огоньки-7, имеющие подчиненное положение на террасах в пределах 20-30 м высотой. Такое высокое расположение древних стоянок связано с наличием там источников чистой воды. В те времена реки с мая по ноябрь заполнялись рыбами семейства лососевых, которые погибали после нереста и делали воду непригодной для использования. В самых верхних частях ручьев сохранялись чистые родники, и люди селились возле них.

Поселение Огоньки-5 является многослойным, на памятнике получено более 15 тысяч артефактов, из них 1250 экз. – это индивидуальные находки. Это наиболее изученный, информативный и надежно датированный объект сартанского времени (периода последнего оледенения) на Сахалине.

Объект состоит из пяти отдельных пунктов – погребенных концентраций артефактов. В 1994-96 гг. проведены раскопки пункта 1, где вскрыто 170 кв. м. Находки встречаются на глубине не больше 0,6 м от пахотного слоя. Выделено 3 культурно-хронологических горизонта.

Горизонт 1 отнесен по комплексу признаков к переходному периоду от палеолита к неолиту в предполагаемых хронологических рамках 13–11 тыс. лет. Горизонт 2 – к периоду позднего палеолита в границах 18 – 13 тысяч лет. В горизонте 3 обнаружены следы трех наземных жилищ, сохранившихся и зафиксированных в виде трех четких концентраций находок, которые группируются отчетливыми скоплениями вокруг очагов и рабочих площадок и тонких линз черного цвета, оставшихся от древних полов этих домов. Возраст самого древнего горизонта 3 предположительно 24-21 тысяч лет. Найден даже образец древесного угля, датированный возрастом 31130 ± 440 лет, возможно, он отражает существование остатков стоянки еще более раннего периода.

Каменные орудия в основном сделаны из местного материала – базальта и сланца техникой расщепления пластин, двусторонне обработанные орудия отсутствуют. Единично обнаружены орудия для обработки дерева, частично шлифованные тесла. Из микропластин получены универсальные орудия – ножи, скребки, резцы, острия.  Александр Александрович Василевский характеризует применявшуюся технологию как оригинальную, «огоньковскую».

Выделены следы трех наземных жилищ диаметром около 8 м, земля в них утоптана почти до каменистого состояния, имеются ямные очаги. Эти очаги расположены ближе к северным и восточным сторонам жилищ, а предполагаемые выходы из домов ориентированы на юг и юго-запад, по направлению к реке. Жилища каркасного типа, не углублялись в землю, округлой в плане формы. Кстати, в двух разных жилищах найдены обломки одних и тех же заготовок, то есть, оба жилища существовали одновременно,  их жители совместно пользовались материалом для изготовления орудий. А так как за пределами жилищ не найдено следов активности по изготовлению орудий и приготовлению пищи, скорее всего, они использовались в осенне-зимний период.

Интересно, что на стоянке нашли кусочки янтаря, который можно было собрать довольно далеко от этих мест. Может быть, первобытному человеку было близко чувство красоты. А маленький каменный резец (амулет?) в форме лосося, возможно, первое произведение искусства на территории острова.

Кроме радиоуглеродных методов датировки, есть еще палинологический, по анализам древней пыльцы. В то время, 20 тысяч лет назад, господствовали безлесные ландшафты с участками березово-ольховых лесов. Растительный покров был подобен современным разреженным каменноберезовым лесам Камчатки.

 Многослойная стоянка Олимпия-5

Обнаружена в зоне строительства одноименного поселка в 14 км к югу от Южно-Сахалинска. Объект обнаружен во время строительства ограждения жилищного комплекса «Олимпия». Проведены подъемные сборы, характер залегания культурного слоя выявлен серией разведочных шурфов. Выявленная площадь стоянки составляет около 1500 кв. м, в 2004 г. экспедиция Лаборатории археологии СахГУ произвела охранные раскопки на площади 248 кв. м.

 Стоянка расположена на мысовидном выступе предгорного шлейфа южной оконечности Сусунайского хребта на стыке гор с заболоченной равниной и холмами Корсаковского плато. Пологонаклоненная площадка покрыта смешанным лесом. Она ограничена с севера высоким обрывом р. Сучанка, с юга – оврагом в истоке безымянного ручья. Превышение относительно уреза воды в Сучанке – 40 м.

Коллекция каменных изделий, собранная на памятнике, насчитывает около 1 тысячи разноразмерных артефактов от чешуек (2-3 мм) до массивных скребловидных изделий. Среди орудий можно определить скребки, резцы, ножевидные пластины, острия-проколки, немало изделий из обсидиана. Выявлено 2 основных горизонта, соответствующие финальному палеолиту региона (возраст 15-12 тысяч лет) и комплекс переходного периода (13-9 тысяч лет). 

 Поселение Эноура-1

Обнаружено в 1930-х гг. японскими исследователями в районе пос. Эноура (Озерецкое), разрезано дорогой Песчаное-Соловьевка. На песчаных дюнах между дорогой и мелкими озерами находили фрагменты керамики с линейным, резным орнаментом. Встречался и накладной орнамент из прямых и волнообразных линий. Ито Нобуо описал отсюда два типа керамики. Эноура B датируется 900-1000 г. н.э., Эноура А – 1000-1100 г. н.э. Изделия из камня и кости встречаются единично.

В начале 2000-х гг. Владимир Дмитриевич Федорчук обследовал памятник более детально. На невысоких валах вдоль рек Озерецкая и Песчаная насчитывается несколько десятков полуподземных жилищ.

 Поселение Ульяновка 2

В долине реки Ульяновка находится несколько поселений, удаленных от берега моря и расположенных у речных притоков. Памятник обнаружен Игорем Анатольевичем Самариным в 1988 г.

Поселение Ульяновка-2 расположено на правом берегу р. Ульяновка в 1 км к западу от ее впадения в залив Анива. Занимает поверхность покрытого хвойным лесом склона, через который протекает безымянный ручеек, впадающий в р. Ульяновка в 400 м к северо-востоку от поселения.

На территории памятника выявлено 2 пункта – восточный и западный. На восточном зафиксировано 6 котлованов полуподземных жилищ прямоугольной формы размером 4х4, 5х5, 5х6 м. На западном пункте отмечено 2 котлована, расположенных на хребтовидном склоне. Небольшой раскоп, заложенный на восточном пункте И. А. Самариным в 1989 г., выявил конструкцию жилища – полуземлянку квадратной формы, размером 5х5 м, ориентированную стенками по сторонам света. Немногочисленный археологический материал представлен отщепами светло-серого кремня, двумя скребками, нуклеусом, шлифованным топором. Предметы характерны для позднего неолита юга Сахалина и позволяют датировать поселение I тыс. до н. э.

 Несколько археологических памятников на территории населенных пунктов района полностью или частично разрушены. Находки, собранные на них в разное время, находятся в музеях и коллекциях, в том числе в Сахалинском областном краеведческом музее, Учебном археологическом музее СахГУ, Музее университета Тохоку (Япония), Анивском народном краеведческом музее, школьных музеях.

  

Стоянка Лютога 1

Расположена на юго-западной окраине города, за территорией городской больницы, на первой надпойменной террасе, образованной р. Лютогой в 1,2 от ее устья, рядом с православным Приходом иконы Божией Матери «Знамение».

Река размывает левый берег и в обнажении ясно прослеживается культурный слой. Территория стоянки попала в зону интенсивной застройки, поэтому подверглась сильному разрушению. Поверхностный слой стоянки нарушен, заметны остатки раковинных куч. На стоянке найдено много фрагментов керамики, донышки плоскодонных и круглодонных сосудов с веревочным, ямочным и линейным орнаментом. Среди каменного инвентаря встречаются наконечники стрел, топоры, тесла. По форме орудия различны.

Археологи знают Вада Бундзиро, профессора медицинского колледжа Карафуто, как первого исследователя раковинных куч (кайдзука). На стоянке Рутака имелось от 30 до 40 котлованов жилищ и пять раковинных куч, две из которых он раскопал лично. Были обнаружены остатки скелетов зверей и птиц, а также челюсть и конечности собаки и часть огромной кости кита, а рядом – в песчаном грунте – погребение человека. Умерший захоронен вниз головой, но лицо ориентировано на запад.

Согласно классификации глиняных сосудов Ито Нобуо, находки на стоянке Рутака относятся к сусуйскому типу (200-300 гг. н. э.). Наряду с этим найдены и фрагменты керамики, орнаменты которых относятся к типу Тавада (700-800 гг. н. э.). Также очень редко, но встречался орнамент, нанесенный в виде волнистой линии на венчике (тип Б Эноура).

Здесь в период с V в. до н. э. по IX в. н. э. жили носители сусуйской культуры, весь уклад жизни которых был целиком ориентирован на морской зверобойный промысел, рыболовство и охоту.

 Поселение Лютога-3

Находится на правом берегу реки Лютога, в 0,8 км от ее устья, на второй надпойменной террасе высотой 3-4 м от уреза воды. Сейчас местность сильно заросла кустарником. На месте стоянки было бывшее картофельное поле, при вспашке артефакты ежегодно появлялись на поверхности. Собрано множество орудий труда и охоты, а также костей свиней, собак и тюленей. Очень характерны орудия из кости, обработанные железным инструментом, например, мотыги для копания моллюсков на отливной полосе.

Находки с поселения Лютога-3 составляют основу коллекции, представленной в Анивском народном музее. Период обитания людей датируется VII-X вв. н. э., что соответствует периоду охотской (мохэской) культуры. 

 Стоянка Таранай-1

На северо-восточной окраине села Таранай, в районе устья одноименной реки, на 1,5-2-метровой террасе правого берега. В 1973 г. при разведочных раскопках найдены многочисленные фрагменты преимущественно остродонных сосудов, украшенных шнуровыми оттисками и гребенчатыми штампами. Найдены два целых сосуда.

Каменный инвентарь представлен многочисленными находками ножей, наконечников стрел и копий, скрепками, топорами, теслами. Керамический и каменный инвентарь поселения относится к ранней фазе развития охотской культуры и датируется по трем образцам древесного угля от 185 г. до н. э. до 0 г. н. э.

Коллекции со стоянки Таранай-1 хранятся в Невельском историко-краеведческом музее (сборы отряда «ИКС-1» средней школы № 1 г. Невельска под руководством Б. П. Репина, 1966 г.) и в музее средней школы № 4 с. Таранай.

 Конечно, перечислить все археологические достопримечательности Анивского района просто невозможно, и далеко не все они еще открыты. Здесь есть памятники разных эпох и культур. Возле каждого поселка или реки обязательно есть древняя стоянка или целый комплекс, хранящий свои тайны. Как говорится, это настоящий археологический Клондайк!

 Литература:

Алексеева Э. В., Раков В. А., Горбунов С. В. 2004. Каталог археологических памятников Сахалина с раковинными кучами и остатками фауны. Южно-Сахалинск, 47 с.

 Археологическое наследие острова Сахалин. 2017. Владивосток: Апельсин. 156 с.

 Василевский А. А. 1996. Заметки о до- и протоистории острова Сахалин // Краеведческий бюллетень. № 1. с. 54-79

 Василевский А. А. 2008. Каменный век острова Сахалин. Южно-Сахалинск.  412 с.

 Василевский А. А. 2017. Проблемы приморской адаптации и палеоэкономические системы эпохи неолита, палеометалла и средневековья на Сахалине и Курильских островах по данным археологии // Ученые записки Сахалинского государственного университета. Вып. XIII/XIV. с. 59-63

 Василевский А. А., Грищенко В. А. 2002. Памятники переходного периода от палеолита к неолиту // Краеведческий бюллетень. № 1. с. 129- 147

 Василевский А. А., Грищенко В. А., Орлова Л. А. 2010. Периодизация, рубежи и контактные зоны эпохи неолита в островном мире дальневосточных морей (в свете радиоуглеродной хронологии памятников Сахалина и Курильских островов) // Археология, этнография и антропология Евразии. 1(41), с. 10-25

 Василевский А. А., Грищенко В. А. 2012. Сахалин и Курильские острова в эпоху палеометалла (I тыс. до н. э. – первая половина I тыс. н. э.) // Ученые записки Сахалинского государственного университета. Вып. IX. с. 29-41

Василевский А. А., Шубина О. А. 2002. Неолит Сахалина и Курильских островов // Вестник Сахалинского музея: ежегодник обл. краевед. музея. Вып. 9. Южно-Сахалинск, с.196-230

 Васильевский Р. С., Голубев В. А. 1976. Древние поселения на Сахалине. Сусуйская стоянка. Новосибирск, 272 с.

 Высоков М. С., Василевский А. А., Костанов А. И., Ищенко М. И. 2008. История Сахалина и Курильских островов с древнейших времен до начала XXI столетия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений региона по специальности «История». Южно-Сахалинск, 712 с.

 Голубев В. А. 1973. Археологические памятники Сахалинской области: II тыс. до н. э. – XVIII век н. э. Южно-Сахалинск: Дальневост. кн. изд-во, Сахалин. отд-ние, 56 с.

 Голубев В. А. 1998-1999. Зов угасших очагов // Краеведческий бюллетень.

 Голубев В. А., Лавров Е. Л. 1988. Сахалин в эпоху камня.  Новосибирск: Наука. 240 с.

 Грищенко В. А., Постнов А. В., Можаев А. В., Василевский А. А., Федорчук В. Д. 2010. Раскопки стоянки финального палеолита Олимпия-5 на Сахалине // Международный симпозиум «Первоначальное освоение человеком континентальной и островной части Северо-Восточной Азии» (Южно-Сахалинск, 18-25.09.2010), СахГУ, с. 95-108

 Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области. 1983. Южно-Сахалинск. 144 с.

 Пашенцев П. 2010. История одного памятника. Экспонаты рассказывают // Утро Родины. № 36-37 (9210). 31.03.2010

 Перечень. 2018. Объекты культурного наследия, расположенные на территории Сахалинской области // Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Сахалинской области. Южно-Сахалинск.

 Прокофьев М. М. 2006. Японские ученые-исследователи Южного Сахалина и Курильских островов. Южно-Сахалинск. с. 56-62

 Самарин И. А. 1989. Археологические разведки в Анивском районе // Краеведческий бюллетень. № . с. 10-11

 Триллиум. 2002. Информационно-методический ежегодный сборник Центра «Триллиум» СРОО ТКК «Пилигрим». № 1. Комплексные экспедиции школьников на Сахалине: экологический мониторинг, туризм, краеведение. 196 с.

 Шубин В. О., Шубина О. А. 1977. Стоянки первобытного человека на Южном Сахалине // Исследования по археологии Сахалинской области. АН СССР. ДВНЦ. Владивосток. с. 62-102

 

Меню

Минуточку ...