Жемчужины анивской природы

06.08.2022

В самый разгар путины пришлось еще писать текст о природных достопримечательностях Анивского района.

Жемчужины анивской природы

Конечно, природные достопримечательности на территории Анивского района достойны отдельного фолианта. Когда-нибудь такая книга обязательно будет написана.

Жемчужины нашей природы как бы нанизаны на ниточки. Их две – нить побережья залива Анива от бухты Лососей до мыса Крильон и нить вдоль Лютоги - главной реки Южного Сахалина. Причем первая нить двойная – удивительные подводные сообщества  вдоль береговой полосы.

Рассказ о природе должен включать не только описание красивых и популярных среди населения мест, но и «горячих точек» сохранения биологического разнообразия. Ведь живые существа – это наша гордость, и от нас зависит их будущее.

Такой «горячей точкой» является и бухта Лососей. Она располагается в кутовой части залива Анива. Именно в нее попадают плохо очищенные коммунальные и промышленные стоки Южно-Сахалинска, Анивы, Корсакова, многочисленных поселков, предприятий и ферм. Обитающие в бухте моллюски (спизула, устрица, петушок-рудитапес) фильтруют загрязненную воду и способствуют ее очищению. В то же время они накапливают тяжелые металлы, другие загрязнители и опасны для потребления. На мелководьях бухты во время перелетов скапливаются тысячи перелетных водоплавающих птиц (лебеди, утки, гуси, кулики). Орнитологи считают этот район ключевой орнитологической территорией России и включили его в теневой список Рамсарской конвенции. Лучшим решением было бы запретить здесь охоту и устроить общественный центр наблюдения за птицами. Но пока это место активной охоты, в результате на донном грунте бухты рассеяно уже несколько тонн свинца.

На обширных болотах Сусунайской низменности любители ягод собирают клюкву, бруснику, морошку, чернику, голубику.  Немногие задумываются над тем, что когда-то здесь обитал японский колонок – итатси´, мелкий хищный зверек, завезенный для борьбы с крысами в 1930-е годы и исчезнувший из фауны России в наше время.

Все побережье залива Анива, активно используется горожанами для пляжного отдыха и рыбалки. «Анивское взморье» тянется от Озерецкой до Урюма почти на 40 км, и здесь всегда можно найти свободный уголок. Со стороны моря район не очень разнообразен, здесь преобладают песчаные грунты, редкие заросли морских трав и местообитания сахалинской спизулы. В последние годы популярной стала морская рыбалка на камбалу, терпуга и другие виды рыб.

А вот в реку Таранай (в переводе с айнского «рыбная река») в массе заходит горбуша и кета, их воспроизводством занимается Таранайский рыбоводный завод. Выше забойки все дороги заросли и размылись, получился чуть ли не заповедник. Но окрестные леса богаты на разные дикоросы – черемша, лимонник, актинидия (киш-миш).

К югу от Тараная на реке Ольховатка еще один рыбоводный завод по разведению кеты. А в верховьях есть эффектный каскадный водопад, совершенно непроходимый ни для каких рыб. Здесь можно встретить следы самого маленького оленя  – сахалинской кабарги. А прямо в реке целое месторождение аммонитов и других древних моллюсков.

Если добраться по тряской грунтовой дороге до Урюма – там тоже много интересного. Сразу за переездом на правом берегу - искусственный пруд, на котором устроен воспроизводственный участок для мандаринки. Кроме мандаринки в начале лета на нем можно встретить редких у нас больших белых цапель. В 25 км вверх по Урюму отметим 5-метровый водопад на притоке Ягодка - классическая пятящаяся эрозия. Горячий источник на Приточной, образовавшийся на месте старой разведочной буровой скважины. Возле впадения Камышинки – скальный обрыв, получивший народное имя Кремлевская стена.

Именно в Заурюмье расположена обширная «горячая точка» площадью 62000 га. В течение 30 лет, с 1972 по 2002 гг., здесь функционировал охотничий заказник «Полуостров Крильон». Доступ на благословенную территорию был ограничен, это вызывало возмущение населения. И сейчас далеко не все жители Анивы могут похвастаться, что там побывали. Проехать туда можно только по отливной полосе, не очень верится, что когда-то даже ходили автобусы вплоть до Атласово. Еще раньше вдоль моря и рек селились люди неолита, железного века, средневековья, были айнские стойбища, затем японские поселения, затем села русских переселенцев, домики пастухов совхоза «Пограничный» и рыболовные станы. Как природа, так и история этой земли богата, разнообразна и не до конца изучена.

Дальше на юг – Тамбовка, река с мощными выходами скользкого плитняка и высокими осыпями. Для рыболовов на Урюме и Тамбовке с середины мая по середину июня работает участок лицензионного лова симы.

Река Ульяновка – развалины японского моста эпохи Сёва (однажды на них видели настоящего пеликана), несколько древних стоянок,  сопка, на которой при японцах действовал горнолыжный спуск, а в 9 км выше по течению – скопление крупных аммонитов. Река имеет большой участок равнинного течения, а это благоприятно для популяции сахалинского тайменя.

Река Кура – научная станция СахНИРО, также остатки моста, вверх по реке обширные перекаты, на которых бурлит заходящая на нерест горбуша. Рядом с ручьем Колхозный в море на камнях постоянная лежка тюленя ларги. 

Река Медведевка – именно здесь был домик, в котором отдыхали гости из числа районного начальства в период заказника. Начиная с 1990-х годов по всему берегу появились рыбацкие станы, а после того, как сняли статус пограничной зоны, доступ полностью открылся. Но возникшая «социальная справедливость» привела к бурному росту браконьерства, залежей мусора и беспокойства для местной фауны.

Река Найча – самая богатая на горбушу и медведей, есть и уникальная популяция осенней кеты. В самых верховьях труднодоступное озеро Язевое, имеющее подземный сток  и популяцию сибирского углозуба. На отдельном холме могилы легендарного егеря Федора Леонтьевича Картавых с супругой.

Река Могучи – еще одна река равнинного типа с популяцией сахалинского тайменя, турбаза с часовней на сопке, напротив устья реки - скалы Хирано с устрицами. Ну, а дальше – живописный мыс Канабеева. Он носит имя надзирателя, коварно убитого беглыми каторжанами. А по-айнски мыс назывался по имени злого духа Венночи. При японцах вокруг мыса пробили вьючную тропу, по которой и сейчас можно пролезть по карнизам, тоннелям и живописным аркам, правда, это довольно рискованно. Уже в наше время при землетрясении огромные глыбы скального грунта обрушились, устроив сложную и интересную полосу препятствий. Есть и маршрут для экстремалов на квадроциклах от Могучи через перевал до Анастасии.

А за скалами мыса Канабеева открывается тихая и безлюдная бухта Птичья, в которой кажется, можно молиться. На скалистом бенче недалеко от берега на поверхность выходит жила родонита – говорят, этот поделочный камень имеет магические свойства.

Если идти дальше на юг по берегу моря, преодолевая каменные гряды, прижимы и полосы песчаных пляжей, мы упремся в мыс и реку с красивым именем Анастасия (видимо, от айнского названия Тисия). Здесь свой набор красот и легенд. Два высоких кекура защищают со стороны моря заброшенный портовый ковш. После японцев здесь базировались пограничники, но сейчас все зарастает и принимает естественный вид. Тут есть что поискать и поизучать – древние стоянки и остатки земляной крепости, пещера, водопад, птичьи базары.

Еще дальше на юг – красивейшая река Атласовка, она ближе к устью пересекает горный хребет, изобилует порогами и водосливами, а выше по течению растекается по плоскогорью. Затем скучноватая бухта Морж,  речка Петровка, а за ней Ирша с мощным водопадом недалеко от устья, под которым скапливается горбуша и откуда чистую воду можно подавать на суда.

Затем опять скальные прижимы и песчаные пляжи, мыс Кострома и, наконец, сам мыс Крильон. На высоких берегах множество фортификационных сооружений разных времен, маяк и метеостанция. Где-то здесь граница с Невельским районом, но как поделить такие знаменитые вещи, как памятник воинам-десантникам на самом краю света, «Вековую марку» (заложена в 1895 г. по распоряжению контр-адмирала С. О. Макарова для наблюдения за уровнем моря) и вид на Хоккайдо через 40 км пролива Лаперуза.

Если пройти тот же путь вдоль побережья, но не по берегу, а по сублиторали, мы откроем для себя изумительные подводные ландшафты. Они еще ждут своего вдохновенного воспевателя, а пока можем судить о богатстве и разнообразии подводного мира по сухим научным публикациям. В юго-западной части залива известен выход холодных вод промежуточного слоя на поверхность (апвеллинг), названный «холодным пятном Макарова». Кроме апвеллинга, динамика вод характеризуется процессами смещения вод субтропической и субарктической структур в проливе Лаперуза. Это способствует продолжительному цветению фитопланктона и высокой концентрации зоопланктона, что является основой формирования в районе обилия запасов нектона и бентоса. Видовой состав сообществ обогащается в направлении с  севера на юг. Назовем лишь несколько наиболее известных видов: ламинария, приморский гребешок, камчатский краб, четырехугольный волосатый краб, мидия, кукумария, морской ёж. Привлекательными для дайверов будут и затонувшие корабли, которые выполняют роль искусственных рифов.

Еще одна ярчайшая наша жемчужина – река Лютога длиной 134 км. Она не поместилась на территории Анивского района, верховья начинаются в Холмском. Верхние притоки Липовка, Ветвистая, Горелая, Перевалочная и в районе Пятиречья – Чипиань, Фрикена, Свиридовка. Поселки Чистоводное, Пятиречье, Чапланово, есть здесь свой эффектный «Чертов» мост – остатки железной дороги. В верховья крупного притока Тиобут можно пройти по горной тропе из Синегорска и поискать тайные озера Колдовское и Налимово.

Но наиболее популярен среди туристов весенний сплав по Лютоге. Полноводная река широко меандрирует по долине, то справа, то слева встречаются притоки: Окуловка, Нарьян-Мар, Безымянка, Каменка, Черноземка, Апельсиновка. Почти на каждой свои редкости – то кости ископаемой морской коровы (предка той самой стеллеровой, которую в XVIII веке полностью истребили всего за 37 лет), то гигантские шаровидные конкреции (никто не знает, что у них внутри). На дне можно рассмотреть плотные поселения курильской жемчужницы, на берегах гнездятся разнообразные птицы – зимородки, скопы, ласточки-береговушки. Можно встретить следы выдры и американской норки.

Крупный приток справа имеет несколько названий: Быстрая, Брянка, Подгорная. Напротив села Огоньки была известна Сопка Любви, сейчас ее срезали в целях безопасности. Немного выше  устья расположен Анивский рыбоводный завод, а вдоль реки дорога на Невельск. И перед самым Ловецким перевалом справа впадает река Озерная, на которой легендарное озеро Императорское. Недавно на дне озера, на глубине 5 м с помощью эхолота нашли какой-то крупный предмет, возможно, это японский артефакт. Но озеро не торопится открывать все свои тайны.

Проплывая мимо притока Партизанка, видим высокий мысовидный уступ, на нем табличка с надписью «Поселение Огоньки 2 (Подгорное 1) VII-X вв. н.э.». Это охранный знак памятника археологии – на естественно защищенном месте была небольшая крепость. А в районе сел Урожайное, Петропавловское и бывшего пионерского лагеря «Сахалинский Артек» известны целые комплексы древних стоянок и жилищ. Над лагерем возвышается гора Сокомжа, с которой часто делают удачные фотографии долины Лютоги, или даже пишут картины.

Особая жемчужина появилась не так давно практически в черте города Анива. Многие горожане заметили, что увеличилось число встреч серой цапли – крупной птицы с грациозно изогнутой шеей и скрипучим голосом, больше похожим на карканье. Оказывается, цапли облюбовали рощицу на правом берегу Лютоги недалеко от очистных сооружений. На высоких деревьях появилось около 75 гнезд, и эта колония чуть ли единственная на юге Сахалина.   

После ликвидации заказника «Полуостров Крильон» в Анивском районе осталась только одна особо охраняемая природная территория (ООПТ) – памятник природы «Успеновские клюквенники». Нам кажется, территория колонии серой цапли достойна включения в список ООПТ Сахалинской области.

Уже стало традицией сравнение Анивы с жемчугом («жемчужина Сахалина», «Анивское ожерелье»). Как известно, жемчуг – биогенный минерал, то есть образуется в живой природе. Получается, главная ценность Анивского района – его живая природа. Так давайте ее беречь!

Литература:

Анива – жемчужина Сахалина: Анивский городской округ: вчера, сегодня, завтра. Хабаровск, 2007, 80 с.

Здориков А. И. О причинах исчезновения популяции итатси Mustela (Kolonocus) sibirica itatsi на Сахалине // Вестник Сахалинского областного краеведческого музея. Вып. 18, 2011, с. 334-338

Клитин, А.К. Путешествие по крайним точкам Сахалина /А. Клитин // Вестник Сахалинского музея: ежегодник обл. краевед. музея. Вып. 8. – Южно-Сахалинск, 2001. – с. 360-386.

Клитин А. К. О водопадах Сахалина и Курильских островов // Вестник Сахалинского областного краеведческого музея. Вып. 15, 2008, с. 307-330

Макеев С. С. "Полуостров Крильон": история предательства. 2004. 3 с. 

Макеев С. С. Рыбохозяйственная характеристика залива Анива. 2015. 17 с. 

Макеев С. С. Экологический паспорт реки Сусуя. 2020. 20 с. 

Макеев С. С., Орлов А. М. Анивское ожерелье. Южно-Сахалинск,  2001, 90 с.

Макеев С. С., Таран А. А. Полуостров Крильон // Приоритетные территории Российского Дальнего Востока для сохранения биоразнообразия. Экологические «горячие точки». Владивосток, 1999, с. 126-129

Матюшков Г. В., Соловьев А. В., Мельников О. А. Геологическое прошлое острова Сахалин. Южно-Сахалинск. 2014, 124 с.

Самарин И. А. Макаровская марка // Вестник Сахалинского областного краеведческого музея. Вып. 4, 1997, с. 322-326

Самарин И. А. Мыс Канабеева // Вестник Сахалинского областного краеведческого музея. Вып. 5, 1998, с. 369-370

Самарин И. А. Мыс Анастасия // Вестник Сахалинского областного краеведческого музея. Вып. 6, 1999, с. 276-278

Тарасенко К. В. Новая находка колонии серой цапли Ardea cinerea на юге острова Сахалин // Русский орнитологический журнал. Т. 28 (1779), 2019, с. 2600-2602

Щукина Г. Ф., Галанин Д. А., Балконская Л. А.. Шпакова Т. А., Яковлев А. А., Сергеенко В. А., Чумаков А. А. Структура и распределение прибрежных донных сообществ залива Анива // Труды СахНИРО. т. 5, 2003, с. 3-24

Меню

Минуточку ...