Рабочий дневник

10.09.2022

Замечено, что с возрастом становится все труднее одновременно вести несколько направлений и держать в голове самые разные мысли и идеи. Собственно, этот сайт-блог был задуман с целью держать все наработки в одном месте и вести что-то вроде рабочего дневника. Последний месяц за текучкой и лихорадочной сменой декораций не успеваю даже просто фиксировать события. Так что вернемся в недалекое прошлое и кратенько перечислим.

Ну, была путина, почти ежедневные  выезды на речки, попытки держать в поле зрения ситуацию и делать кратковременные прогнозы по ее развитию. 40-летний опыт помогает, но нервы все равно напряжены. Хотя промысел 500-метровыми неводами не слишком сильно влиял на интенсивность захода в реки, а заполнение до сентября не создавало проблем с заморами. Так что более-менее обошлось благополучно.

Конечно, самые большие события за этот месяц – движуха по планированию будущих биостанций на Крильоне и недельная экспедиция в составе авторитетной команды. Но вот об этом как раз дневниковые записи и папки с фотоматериалами есть, как-нибудь сделаю об этом отдельный материал.

В этот горячий сезон меня еще несколько раз дергали по поводу издания популярной книжки о памятниках Анивского района – соавтор Галина Григорьевна Штепа и представитель издателя «Сахалин - Приамурские ведомости» Наталья Корниенко.  Не выходят из головы  мысли, а как организовать экскурсию на стоянку «Огоньки-5» - с 3D или пластилиновыми копиями орудий, устроить демонстрацию каменной мастерской или ограничиться ламинированными распечатками?

В первый же день после приезда с экспедиции Лариса Ромасенко из СахНИРО попросила помочь с заполнением спущенной ФАР табличкой предложений по рыбохозяйственной мелиорации. Накидал ей старых материалов (почти каждый год писал) и ссылок на публикации, от себя даже заполнять не стал. Но вообще-то у меня стоит в планах составление переводной методички с картинками на тему контроля береговой эрозии и т. п., видимо, придется отложить на зиму.

Вот, например, предложения 2015 года. Предложения в план по мелиоративным работам в Анивском районе

  1. Предлагается восстановление естественных нерестилищ на двух водных объектах Анивского района.
  • Быстрая (приток р. Лютоги, базовая река Анивского ЛРЗ).

Пополнение нерестового субстрата русла с устройством задерживающих структур. Ежегодно избытки сносимой с верхнего бьефа гальки удаляются из ямы ниже забойки ЛРЗ для накапливания производителей и расположения садков.  Наши исследования показали, что на участках среднего течения реки от 40 до 60% русло реки представляет собой выходы скальных пород. Предлагаем извлеченный из русла реки гравийный грунт использовать для формирования нерестилищ выше по течению в определенных местах. При этом можно считать, что с учетом толщины слоя гальки, необходимого для нереста (25 см), каждый кубометр грунта может добавить около 4 кв. м нерестилищ в реке.

Грунт должен высыпаться в русло реки и впоследствии после прохождения паводков самотеком будет распределяться по дну реки. На участках нижнего течения р. Быстрой имеется не менее 7 подъездов к реке. Желательно более-менее равномерно распределить вывозимый грунт на этих участках. Промывать грунт при этом  не обязательно. Следует также обсудить возможность установки специальных структур из бревен и валунов для увеличения шероховатости русла, накопления нерестового субстрата, создания источников поступления кислорода, укрытий для рыб и усложнения структуры речного русла.

  • Старица Безымянная (ключевое кетовое нерестилище нижнее течение р. Лютоги)

Расчистка русла старицы для улучшения водоснабжения. Длина старицы около 1,5 км, в связи с проведенным в 2005 г. проектом регуляции (спрямления) русла р. Лютоги, постепенно потеряла связь с основным руслом. В результате старица обмелела, заросла водной растительностью и завалилась сухостоем. Для выяснения объема необходимых работ, требуется дополнительное обследование.

  1. На нескольких водных объектов района возможно восстановление путей миграций рыб
  • Конструкция плотины-забойки на р. Таранай, с которой связано водоснабжение Таранайского ЛРЗ, создает проблемы для сохранения биологического разнообразия ихтиофауны реки. Как доказано исследованиями с применением ловушки для смолтов и подводных наблюдений, плотина является непреодолимым препятствием для миграций проходных, жилых и резидентных рыб вверх по течению. При этом миграции вниз по течению продолжаются, и таким образом, распределение рыб по протяженности реки становится резко неравномерным. Одним из следствий является повышенная концентрация хищников (например, сахалинского подкаменщика и красноперок) ниже плотины, при этом воздействие хищников на естественную и заводскую молодь лососевых усиливается.

Кроме того, ограничивается пропуск на нерестилища производителей симы, что явилось одной из главных причин снижения воспроизводства этого ценного вида. После возведения плотины верхнее течение реки абсолютно недоступно для нерестовых миграций исчезающего сахалинского тайменя (апрель-май).

В период ската молоди лососей на плотине травмируется от гидравлического удара и погибает множество мальков горбуши и кеты, скатывающихся с естественных нерестилищ.

Необходимость поддержания повышенного уровня воды в верхнем бьефе плотины связано с тем, что в непосредственной близости от плотины находится поверхностный водозабор для водоснабжения цеха рыбоводного завода с сентября по июль, то есть 10 месяцев в году. В то же время для решения проблемы существуют простые инженерные решения, которые возможно выполнить с привлечением сторонних средств.

Среди этих решений следующие действия:

  • Перенос водозабора из зоны на левом берегу, аккумулирующей осадочные наносы, например, в зону эрозионной ямы в 160 м выше по течению (см. Приложение).
  • Полное открытие шандор для выравнивания уровней выше и ниже плотины и обеспечение свободного прохода всех видов рыб.
  • Изменение конструкции рыбохода, свободный проход рыб, имеющих тактильный контакт с дном рыбохода. Это может быть достигнуто путем устройства вплывных отверстий в нижней части перегородок.

 Исследованы естественные и искусственные препятствия в руслах малых рек и ручьев, иногда отсекающие или серьезно ограничивающие доступ отдельных видов анадромных рыб на нерестилища.

Ручьи Первый и Козловский, впадающие в р. Лютогу, протекают через кульверты, непроходимые для всех видов рыб. Отрезаны нерестилища соответственно площадью 2000 и 800 кв. м. Для обеспечения прохода рыб необходимо удалить ущербные кульверты или построить рыбоходы, что требует переговоров с владельцами дорог и применения сложных инженерных решений.

К сожалению, все эти предложения не подпадают под список мероприятий, перечисленных в Приказе Минсельхоза России от 26.12.2014 № 530 «Об утверждении Порядка проведения рыбохозяйственной мелиорации водных объектов».

 Неожиданно пошла активность по плану Бассейновой комиссии. Кроме уже описанного сброса на Бурее, обследована Магомедка. Там мы были с моими новыми знакомыми Сергеем Родионовым из оперинспекции СКТУ и Дмитрием Зелинским из ОНФ. Какие хитрые в этом «Сахалинском беконе»! – как только  организуется официальная проверка, у них сбросов нет, и наоборот.  Зато удалось параллельно обследовать три ручья на трассе будущего северо-западного объезда и один на 8-м км проектируемого ремонта дороги Дальнее-Ёлочки. Все оказались не имеющими рыбохозяйственной ценности.

Знатно пошумел Валерий Викторович Троицкий, глава поселения Рыбацкое, с соседними гектарщиками. Там мне пришлось сказать, что подсыпка размываемого грунта в водоохранной полосе повлияет на нерест кеты. Звонил также глава Анивского общественного совета Владимир Ефимович Ильгин, инициировал идею провести обучение общественного патруля по экологическим проблемам. Действительно, какой смысл «наезжать» на  отсутствие экологической экспертизы, когда есть очевидные нарушения вроде этого размываемого грунта или несоблюдения бечевника.

Вдохновленный  нашей активностью, позвонил Андрей Иванович Здориков, я ничтоже сумняшеся свел его с Родионовым, тот может вычислить загрязнителя. Гораздо больше мне интересно в этот период его второе предложение по развитию научного туризма совместно с Петром Николаевичем Пасюковым. Но пока нет времени заниматься еще и этим – Рыбвод никак не решится ответить на запрос МГУ о предоставлении паспортных данных крильонских рек и налаживании сотрудничества. Придется заходить через Москву и написать мое видение этого.

Наконец, позавчера случилось событие, которое может показаться знаковым в моей дальнейшей профессиональной судьбе. На меня вышла Соня Григориади театральной компании импресарио https://wowwowwow.ru и предложила провести для них экскурсию, связанную с водой. Я не придумал ничего лучшего, чем предложить им прогулку с элементами мониторинга вдоль участка реки Уюновки. Была своя затея чуть-чуть оживить это сообщество. Два часа практически без перерыва большая команда посвятила мне и моим россказням. К счастью, подключился автор идеи «Хранителей Уюновки» Вадим Горбунов и встречающиеся местные жители слегка разбавляли мою болтовню. Кажется, получился довольно интересный репортаж. Премьера аудиоспектакля запланирована на конец октября, чтобы его послушать, достаточно будет зайти на сайт и запустить аудиофайл. Также объекты с QR кодами будут размещены по городу.

Вроде бы я подчистил все «хвосты», чтобы спокойно засесть за отчет по экспедиции с предложениями по развитию биостанций, но тут вдруг поступило сообщение о заморе на Брянке. Пришлось ехать, считать и думать о причинах. Это, несомненно, рыбоводная рыба. Они скопили ее на забойке, заполнили садки и уехали брать икру на Очепуху. Двойной вред - та горбуша потом дойдет только до Обары, где ее будут истреблять браконьеры и любители. А своя сдохнет, если не похолодает. И вверх ее пропускать уже поздно - далеко не уйдет. Официальных бумаг решили не писать - людей жалко, а речку к норме уже не вернешь при таком отношении.

Чуть не забыл – была еще переписка с д. б. н. Олегом Владимировичем Зеленниковым. Он затеял обобщающую статью о результатах отолитного маркирования горбуши и кеты реки Таранай. Это федеральный завод, на котором в сравнимых объемах воспроизводят тот и другой вид, и с рекой с  еще не совсем разрушенным естественным воспроизводством.  

Прислали фотографию морского окуня, возможно, темного Sebastes schlegeli или голубого  S. glaucus. Вообще, наблюдений на iNaturalist у меня уже 1226, а видов 552. Никак не соберусь сделать сообщение типа «Есть 1000!».

Меню

Минуточку ...