Cусуя живая и мертвая. Эпизод 9
Мы с Ботаническим садом партнеры, и я приехал обследовать ручьи, протекающие по их территории. Вот видеоотчет. Ручьев два, они их называют Большой и Малый. Вероятней всего, Большой – это самые верховья Пригородного. По рассказам, в 1992 году в нем обнаружили две симины, а потом некоторое время там встречались карликовые самцы.
Моей целью было определить современную ихтиофауну ручьев, по возможности предложить объекты показа на территории сада – рыбы, водные беспозвоночные, связи водной жизни с прирусловой растительностью.
Пообщавшись с Виктором Витальевичем Шейко, я начал обход с нижней части Большого ручья. Он уходит в трубу под улицу Горького и дальше протекает по городской территории то открытой водой, то по подземным трубам. Трудно себе представить, чтобы какая-то анадромная рыба преодолела этот путь. Но я вспомнил, что однажды видел, как мальчишки ловили удочками крупную мальму в ручье Пригородном под мостом на Комсомольской улице, я тогда предположил, что этих рыб выпустили с аквариальной СахНИРО.
По благоустроенной части ботсада ручей протекает в габионных берегах, частично по бетонным лоткам. В одном месте есть система стальных шандор, часть стока отводится в небольшой прудик. Говорят, туда выпускали карасей, но потом никто их больше не видел.
Именно здесь я поймал первую сахалинскую колюшку, а потом выше, в ненарушенных местах – ручьевую мальму. Там, где вода течет по бетонному лотку, можно было найти только обрастания двух типов, зато на нормальной гальке – довольно богатый набор ручейников, поденок, типулид и гаммарусов. Позже в группе «Друзья ботанического сада» появилась фотография имаго птеронарциса, найденного у ворот сада.
Я прошел немного вверх по Большому ручью, по непролазным зарослям и завалам, а потом свернул на Малый ручей. Здесь смотреть и тем более показывать практически нечего, есть только одна ямка, в которой берут воду на полив. На дорожках много ящериц, некоторые беременные, некоторые без хвостов.
На этом обследование можно было и закончить. Но молодой сотрудник Андрей наглядно показал этап жизненного цикла стрекозы. Ее водная личинка выползла из кругового пруда, заросшего ряской, кувшинками и рдестами на камышовый стволик, Андрей взял ее, и на глазах у всех она превратилась в куколку, из которой вылезла мягкая бледная «заготовка» стрекозы. Она с полчаса висела вниз головой, потом перехватилась, тело стало темнеть и крепнуть, зеленоватые крылья прямо на глазах расти. Жаль, мы не досмотрели процесс метаморфоза до конца, но это была просто фантастика!
По итогу – верховья большинства самых грязных притоков Сусуи живые и относительно чистые. Их населяют ручьевая мальма, сахалинская колюшка и на более равнинных участках сибирский голец. Фауна водных беспозвоночных богата и разнообразна.
В ботсаду можно поставить стенды в районе фигурного мостика через Большой ручей с описанием этой фауны.