Круглый стол по климату

21.05.2021

Это мероприятие проводилось Правительством Сахалинской области в рамках объявленной Климатической недели. Мне это стало интересно после «желтоватых» статей типа «Сахалин будет торговать углеродом» и после знакомства с Еленой Михайловной Литвиновой, которая занимается подобными вопросами в Новгородской области.

Вообще-то Россия занялась очень плотно этой проблемой, выступил Президент,  выпустил Указ «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений», ГосДума готовит соответствующий Закон, Минобрнауки создало несколько карбоновых полигонов. Но до сих пор мало кто понимает, что же все-таки происходит.

Название Круглого стола было: «Низкоуглеродное развитие России – приоритеты и возможности Сахалинской области». Мне удалось записаться через сайт Минэкологии – написал, перезвонила Наталья Степановна Колтунович, сказала, что список приглашенных уже сформирован, но меня все же внесли в него. К слову сказать, не такой уж великий интерес это мероприятие вызвало, огромный зал в старом здании ПСО был пустоват, даже круглый стол с табличками не совсем заполнен.

Открывал Круглый стол Министр экологии Александр Сергеевич Матненко, модерировала Динара Александровна Гершникова, представитель Губернатора по вопросам климата. Пока не настроили связь для москвичей, дали слово Министру энергетики Михаилу Александровичу Гузенко «Перевод автотранспорта на газомоторное топливо в Сахалинской области». Похоже, это пока единственное действо в сфере «зеленой» или «голубой» экономики, на которое решилась область, да и то полный перевод всего транспорта на газ к 2025 году выглядит как-то уж очень сомнительно. Слабо развивается сеть заправочных станций, пропагандируется только перевод всего ведомственного и бюджетного транспорта и закупка шести передвижных станций для южных районов.

Выступивший сразу после этого владелец Восточной горнорудной компании угольный олигарх Олег Мисевра занял почти все время для дискуссий на круглом столе. Но поднятый им вопрос выглядел справедливым – его автохозяйство тяжелой техники потребляет 70% всего дизтоплива в области, разумеется, он хотел бы воспользоваться всеми обещанными частным автовладельцам льготами. Сразу открылся подспудный контрольный вопрос: чего же на самом хотят Губернатор и Правительство – реально снижать выбросы парниковых газов (ПГ) или получать в будущем профит за счет не слишком высоких вложений и популистских мер.

Наконец по видеосвязи выступил с докладом «Оценка перспектив низкоуглеродного развития экономики Сахалинской области» Сафонов Георгий Владимирович, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ «Высшая школа экономики». Очевидно, это хороший специалист, на следующий день я его увидел среди участников теледебатов в ток-шоу «Прав. Да?» на ТВЦ. Его речь я постарался записать целиком, она очень честная и объективная.

Он начал с расчетов выбросов ПГ, проведенных с участием ЦЭНЭФ (Центр по эффективному использованию энергии) и WWF. Суммарные выбросы ПГ сократились с 13,3 до 8,2 млн. т CO2-экв. за 1990-1999 гг. Основные источники выбросов ПГ: энергетика – 79%, промышленность – 6%, транспорт – 5%, сельское хозяйство – 4%.

А что же изменилось за последние 20 лет? Показано развитие экономики области с 2000 года: ВРП (валовый региональный продукт) вырос в 2,8 раз; производство электроэнергии почти в 2 раза; добыча нефти в 10 раз, добыча газа в 18 раз. При это численность населения сократилась на 31%. Регион стал важным игроком в энергетике России. Производство газового конденсата заняло 4 место по стране; природного газа – 7 место; угля – 12 место; нефти – 13 место.

Следующий слайд показал обложку брошюры «Климатические изменения: взгляд из России» с результатами исследования 2003 года «Анализ сопутствующих выгод от снижения выбросов ПГ». В нем участвовали НИУ ВШЭ, WWF, Экоцентр «Родник» и другие сахалинские партнеры. Проведено моделирование воздействия мер по переходу с угля на газ, повышения энергоэффективности и других мер. Показано, что сокращение выбросов CO2 дает значительный эффект для снижения загрязнения воздуха РМ10, SOx, NOx и рисков для здоровья населения.

Критическим является сравнение выбросов (нетто) ПГ с их поглощением лесами. Причем графиков поглощения ПГ два – лесами в целом и «киотскими» лесами, то есть, посаженными после 1990 г. специально для поглощения парниковых газов и не подлежащих вырубкам. Сейчас ставится задача сравнить выбросы и поглощение на современном этапе и в перспективе. Если леса поглощают все выбросы и баланс положительный – задачи выполнены, ура! (Странно, докладчик ни словом не обмолвился о поглощении ПГ на болотах и на поверхности океана и внутренних морей, только о лесах).

Анализ сахалинских лесов проводился в 2010 году с участием МГУ с применением спутникового дистанционного зондирования. Картина непростая, есть и сгоревшие участки, и участки с лесовосстановлением, как естественным, так и искусственным.

А вот еще одна работа, опубликованная в 2014 г., заставляет напрячься. Судя по результатам этого исследования, большая часть поверхности островной области является не поглотителем, а источником ПГ. Причины этого перечислены на слайде. К ним можно добавить еще одну, горячо обсуждаемую на других площадках, - заражение еловых лесов короедом-типографом как результат катастрофических ветровалов октября 2015 года.

Далее докладчик призывает обратить внимание на планы увеличения заготовок древесины в области, которые могут привести к росту выбросов CO2. Лесохозяйственную стратегию нужно как-то аккуратней связывать с климатической низкоуглеродной повесткой. Рост лесозаготовок – это часто рост эмиссии ПГ. Лес не тот на Сахалине, хороший вырубили, плохой остался. (Лично я с этим согласен, но есть ученые, которые придерживаются другой точки зрения, например: Федоров Б. Г. 2017. Российский углеродный баланс). 

Путин упомянул Сахалин на международном климатическом саммите, так что внимание к этой проблематике растет, и нужно реализовывать этот эксперимент очень хорошо и по всем направлениям.

Вот на что указывает Георгий Владимирович. Здесь табличка экспорта энергоресурсов из области, причем есть планы наращивания поставок. Если бы все это сжигалось в соседних странах, то рост эмиссии ПГ был бы недостижим, скорее всего, эти ресурсы будут использоваться по-другому или накапливаться. Углеродный след вроде перемещается в другие страны, но ведь и у них будут нарастать меры регулирования и протекционизма, и это ставит вопросы перед будущим экспорта энергоресурсов.

А область упорно ставит приоритетные стратегические проекты в области ископаемого топлива, то есть наращивания углеродного следа.  Все это никак не связано с низкоуглеродной экономикой. А что связано?

Буквально вчера (то есть, 18.05.2021) вышел доклад Международного энергетического агентства «Ноль нетто-выбросов к 2050 году: Дорожная карта для глобальной энергетики». Вот этот мейнстрим.

Отсюда выводы и рекомендации.

Искренний респект такому выступлению! 

«Стратегия «Экологичный СПГ» Саматов Андрей Дамирович, начальник управления охраны окружающей среды компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Лтд.»

От «Сахалинской энергии» я ждал «бомбу», но было только о создании четырех групп, о стратегиях компенсации, сокращения и устранения выбросов ПГ, и после дополнительного вопроса Мисевры, о дорогостоящей технологии CCS по их улавливанию и хранению.

«Обеспечение контроля эмиссий парниковых газов на эксплуатируемых объектах Киринского ГКМ» Власенко Юлия Николаевна, начальник отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск» - почти ни о чем на трех слайдах.

«Развитие углеродных рынков в мире и Азиатско-Тихоокеанском регионе» Юлкин Михаил Анисимович, эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, основатель и генеральный директор ООО «КарбонЛаб» (по ВКС). На сегодняшний день в мире существует уже около 80 схем регулирования выбросов ПГ на основе углеродной цены.

Я не сильно пытался во всем этом разобраться, услышал только «обнадеживающую» фразу: «Никто на этом рынке нас не ждет».

«Проект «Сохранение лесов» Сахалинской области» Дударев Данила Викторович, заместитель руководителя агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. Он перечислил  официальные цифры названных проектов

и Лесного плана.

Запомнилась оценка: «В 2020 году достигнут показатель отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесонасаждений – 169%. Снизилось число лесных пожаров, но это в какой-то степени благодаря погодным условиям.

«Отклик в Охотском и Японском морях на глобальное потепление» Шевченко Георгий Владимирович, зав. лабораторией океанографии Сахалинского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Как сам Георгий Владимирович признался, он не очень понял, для чего его сюда пригласили.  Я насмотрелся таких презентаций на лососевых конференциях, поэтому только один слайд (но они все у меня сохранились, если кому надо).

«Обзор информационных ресурсов по проблемам изменения климата» Усова Екатерина Витальевна, ведущий библиотекарь ГБУК Сахалинская областная универсальная научная библиотека. Четко доложено о некоторых бумажных и электронных ресурсах в обозначенной сфере. Я бы выделил две более-менее современные книжки для общего ознакомления, а уж потом закопался в тему поглубже, конечно, если пришлось бы заниматься этим профессионально.

Времени на обсуждение не осталось, в качестве награды урвал книжку «Изменение климата», опубликованную WWF в 2013 году.

Меню

Минуточку ...