Точка кипения
Когда я был в Великом Новгороде, мне очень не хватало экологических тусовок. Здесь все пронизано историей, все-таки это Родина России, поэтому я ходил на всякие мероприятия этой направленности, но о природе ничего не находил. Были какие-то молодежные проекты с приставкой "Эко-", но все больше о мусоре и городских проблемах.
И вот, наконец, наткнулся на объявление: в «Точке кипения – Великий Новгород» проводится научно-познавательное и просветительское мероприятие в рамках Марша парков «Удивительный мир болот».
Я записался на это событие и пришел пораньше, чтобы получше рассмотреть, что же это такое – «Точка кипения». Оказалось, это то, что сейчас зовут модным словечком «коворкинг».
«Пространство коллективной работы «Точка кипения – Великий Новгород» предназначено для представителей бизнеса, власти, научно-образовательного комплекса – учёных, бизнесменов и технологических предпринимателей, госслужащих, членов общественных организаций и профессиональных сообществ, людей искусства, студентов, теоретиков и практиков.
Бесплатное пространство для бесплатных мероприятий, где все желающие могут делиться своим опытом и результатами текущей деятельности, а также работать над созданием новых проектов.
Доступны все форматы мероприятий: форсайт, конференция, семинар, тренинг, круглый стол, форум, совещание, заседание рабочей группы, хакатон, стратегическая сессия, выставка и др.
Давайте кипеть вместе!»
Странно, что сахалинские власти, падкие на всякие новшества, еще не устроили «Точку кипения – Южно-Сахалинск». Это целый этаж в крыле Областного академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского. Во дворе шел ремонт, но я нашел туда тропу по деревянным настилам.
Внутри все впечатляет, залов несколько, все оригинально оформлено. Вот только настоящее «кипение» там, видимо, в какое-то другое время.
В назначенное время в зале «Садко» собралось всего 4 человека. Татьяна Заболотнева из детской библиотеки им. В. В. Бианки рассказала о детской книжке, ставшей ныне раритетом – рассказе «Болото» Виталия Бианки с иллюстрациями художника Юрия Васнецова (1931).
Кстати, есть повод упрекнуть самого себя за лень и узколобость – иллюстраторы-анималисты повлияли на детские умы всех поколений за последние 100 лет, а я ничего про это не читал и не писал. Так вот, Юрий Алексеевич Васнецов (дальний родственник знаменитых Васнецовых) никак не мог найти себя в искусстве. Друзья, в том числе Бианки, помогали ему раскрыться.
И вот художник «как-то набрел на маленькое лесное болотце и заинтересовался: чудная жизнь, непохожая на нашу. Сделал зарисовки. Потом нарвал травы и разных веточек, наловил стрекоз, паучков, жуков-плавунцов, еще какую-то летающую и плавающую мелочь без имени, набрал улиток, головастиков, больших и маленьких. Дома устроил им жилье между оконными рамами, настлал травы. В банки с водой напустил мелочь. Домашние над ним смеялись, а он рисовал и рисовал… Работать было весело. Возникали композиции из болотной жизни – странноватые, но получались».
Это был уникальный случай. К рисункам был придуман текст, простенький, специально для того, чтобы объяснить эти странные иллюстрации. И на обложке появилась фамилия автора – уже известного орнитолога и писателя Виталия Валентиновича Бианки. Бианки какое-то время жил в Валдайском поозерье, его «Стране див», где он ходил по окрестностям, охотился, писал для детей. Его «Лесную газету» надо использовать в школе в разделе «Окружающий мир» - интерактивные методы, репортеры, игры, викторины.
На первый взгляд рисунки в книжке очень не профессиональны. Но художественный редактор отдела детской литературы – сам профессионал – увидел в них незаурядность. Профессионализм придет, это дело наживное, а незаурядность – редкость. Короче, Юрий Васнецов стал очень популярным иллюстратором, и мы многие из его антропоморфных сказочных персонажей до сих пор помним. Вот несколько.
Я хочу рассказать об удивительном человеке, пришедшим на эту встречу. Это был крупный мужчина с седой окладистой бородой и такой же шевелюрой. Он отрекомендовался журналистом-фотографом и подарил мне свою книжку «Рдейская пустынь».
Позже, когда мы начали переписываться, Александр Алексеевич Кочевник (это не псевдоним) раскрылся как оригинальный писатель. Множество его рассказов помещено на сайте Proza.ru.
Многие его рассказы о детстве, о деревне, об учительнице в Боровичах, которая в начале 60-х запала ему в душу и, видимо, оказала большое воздействие на формирование его личности. Этой учительнице, Екатерине Михайловне Журавлевой, пришлось уехать на Сахалин, она преподавала в Поронайской школе № 2. Александр Алексеевич просил найти ее могилу и прислать ему фотографию, но я вместо этого смог только скинуть ему ссылку на сайт школы, у нее этот год юбилейный, и, возможно, память еще сохранилась.
Пользуясь случаем, обсудили образование на природе. Я услышал многое, что оказалось созвучно моим размышлениям. После прочтения рассказа «Болото» первое, что пришло в голову – основы безопасности жизнедеятельности. Этим ОБЖ по рукам и ногам связали – мы перестали контактировать с природой! Отстаньте! Природа не так страшна, как кажется! Кишечной палочки в болотной воде нет, и пить ее можно. А в деревне, по словам А. А. Кочевника, деды обеспечивают ОБЖ своих внуков, он через это прошел. Уже Бианки в 50-е писал: опыт пребывания в природе ужасающе сжался! Надо возрождать детские полевые станции, походы и кружки юннатов. Так что нашими "Родником" и "Бумерангом", получается, следует гордиться!
Наконец, в наш небольшой коллектив «кипевших» влилась, как они выразились, «говорящая голова». Елена Михайловна Литвинова тоже неординарный человек, биолог, эколог, педагог, секретарь Новгородского отделения Русского географического общества. Позже мы продолжили переписку, и она иногда рекомендовала мне онлайн-мероприятия по климатической проблеме и делилась своими экологическими наработками. Она соавтор текстов о рыбах "Красной книги Новгородской области", то есть, мы коллеги.
Посмотрели краткую презентацию «Удивительный мир болот» - пути перелетов, ключевые орнитологические и особо охраняемые природные территории Новгородщины, Я узнал много для себя нового про этот регион. ООПТ установлены в первую очередь по гидрологическому принципу. Многие из них защищают истоки рек, крупные подземные бассейны и водоразделы. В Новгородской области замечательно представлены ВБУ, и это не только Валдайский нацпарк. Кстати, Елена Михайловна упомянула, что это она проектировала Валдайскую экотропу. А сейчас молодежь там развивает проект Большой Валдайской тропы.
В общем, я почувствовал, что в области крайне не хватает кадров. Лучшие утекают в Москву и Санкт-Петербург. Скорее всего, именно поэтому эти люди так потянулись ко мне, а я к ним, когда не на Сахалине. Мы с Еленой Михайловной шли всю дорогу до дома пешком и не могли наговориться.
Отвлеклись только на странный мурал. А назавтра я напросился на мою первую здесь экологическую экспедицию. Но об этом в следующий раз.