Обследование Уюновки-2

06.11.2021

В этот раз я провел маленькую ноябрьскую экспедицию в верхнее течение Уюновки. Опять был один, но именно поэтому получил большое удовольствие. Благодаря глобальному потеплению, начало зимы все откладывалось, и днем на речке было очень комфортно. Правда, солнце невысоко поднималось над сопкой и все время било в глаза, когда я шел по правому берегу.

Я поднимался по дороге от больницы, пока не зашел за огороженный объект Минобороны. Дорога поднималась все выше, и я решил через лес спуститься к реке. В приятном березовом лесу лежали огромное количество автомобильных покрышек. Представляю, как весело было их пускать вниз с откоса! А теперь надо бы их все собрать и вывезти.

Вышел на нижнюю дорогу как раз в районе оборудованного места отдыха. Еще раз порадовался аккуратной достойной работе. Но опорные стойки надо бы все же укрепить – зима ожидается снежная.

Дошел до места впадения ручья Скальный и пошел вверх по приличной лесной дороге. От небольшого порога (N46°59,030’ E142°44,824’) начал спускаться вниз, считая нерестилища по 1 квадратному метру. Всего вышло 260. По дороге встретил ловушку-давилку на соболя и остов брошенной машины. Достал свой маленький аквариумный сачок, настроился на долгое бесплодное «вытаптывание» добычи и – о, чудо! – с первой же попытки поймал «подкаменку». Значит, не соврали в прошлый раз «моржи» - проходит через купальню сима!

Пройдя еще немного вверх по основному руслу, я от очередного порога пошел вниз. Это была точка на высоте 180 м с координатами N46°59,487’ E142°47,585’. Ширина русла в этом месте была 1,5-3 м, порог высотой полметра, видимо, непроходим для горбуши. Впрочем, ниже я встретил еще пару непроходимых препятствий высотой до 1 м, так что общая площадь нерестилищ, недоступных для горбуши, составляет около 800 кв. м. Нашел и пару-тройку древесных завалов, в которых надо бы сделать проходы для рыбы, и мусор в реке типа тех же покрышек и даже какого-то шланга.

А еще я поискал места, где могла встретиться совершенно уникальная «зверюга» – сусунайский псевдокрангоникс (Pseudocrangonyx susunaensis Labay, 1999). Вот текст открывшего вид и занесшего его в Красную книгу Сахалинской области д. б. н. Вячеслава  Степановича Лабая: «Эти бокоплавы могут быть встречены в выходах подземных ключей, в полуподземных истоках рек и ручьев (обычно в виде мокрых высачиваний) в скоплениях растительного детрита и на моховых подушках. Обычно встречаются в периоды паводков и половодий, когда усиливается вынос рачков из-под земли. Температура воды в местах обитания бокоплавов довольно постоянна и составляет около 4°С. Особенности биологии вида не изучены». Неизвестна и численность вида. Но в связи с определенной биотопической приуроченностью, лимитирующими факторами являются вырубка лесов и хозяйственное освоение. Примерно так выглядит одно из таких «высачиваний», но дождей давно не было, поэтому рачков обнаружить трудно.

Итак, я шел вниз по течению, скользя по мокрым валунам и занося в блокнот данные, как вдруг впереди за стволами появилось что-то вроде горбатого мостика. Поднявшись на него, я увидел маленькую железную дверь в скале, точнее в бетонированном входе в тоннель (N46°59,255’ E142°46,808’, высота 156). Я запросил ребят в группе «Хранители Уюновки»: «Что это?» и получил такие ответы:

«Много интересных разговоров ходило про те места, мол, не зря там  встал химбат. Вплоть до сквозных тоннелей через Парковую, одним из свидетельств чего является кафе "Старый друг", которое располагается на выходе одного из таких тоннелей. Но они если и были, то все завалены, остались, разве что  отнорки. А в описании маршрута на "Иди лесом" сказано: "На пути к водопаду находятся многочисленные заброшенные строения, оставшиеся от военных. Они раскиданы повсюду, стоит только присмотреться повнимательнее. Заброшенные бункеры, входы в катакомбы (многие остались тут еще от японцев), остовы военной техники, разрушенные мосты, гроздья колючей проволоки и много другое". Но мальчишкам это все равно будет интересно. И в принципе, надо поспрашивать старожилов…

Помню мне отец, геолог, рассказывал, что где-то в этих местах или не этих, но вблизи Южно-Сахалинска, они, то есть геологи, закапывали (утилизировали) радиоактивные отходы в малых количествах. Но правда это или нет, не знаю, свидетельств не сохранилось, отца в живых тоже уже давно нет. Может пугал, чтобы в сопки не убегали, кто его знает».

Вот и еще одна темка нарисовалась для изысканий – взять дозиметр (где-то у меня валялся старый) и проверить подозрительные места вроде этого тоннеля. Но меня все-таки больше интересуют живые объекты. Долго я присматривался к выступающим камням и вот, наконец, на одном увидел метку с характерным острым запахом. Значит, выдра здесь живет, хотя бы одна особь.

А немного выше «химбата» (будем так называть загадочный военный объект) начала встречаться парочка оляпок. Они летали, беспокойно покрикивая и иногда ныряя в воду, вплоть до купальни и даже ниже.

И опять я встретил «моржей» на купальне, получается уже пять разных людей за три раза. То есть, место очень популярное и надо его сохранить, но все же устроить рыбоход.

Итак, я прошел всю Уюновку, теперь можно составлять карточку нерестилищ, а вот экологический паспорт хотелось бы вместе с какой-то группой юных туристов.

Меню

Минуточку ...