Драйверы краеведения

18.01.2022

Все больше знаков и сигналов говорят о том, что надо возвращаться в краеведение.

 1. По порядку – вместе со старостой с. Успенское В. Е. Ильгиным встретились с новым вице-мэром И. С. Васильевым. Среди экологических проблем обсудили и программу развития туризма на краеведческой основе. Иван Сергеевич обещал продвигать местную грантовую программу и ресурсный центр.

 2. Примерно через неделю позвонила Галина Григорьевна Штепа из библиотеки, попросила зайти, обсудить главу об археологии из новой книги об истории Анивы. Я тут же позвонил Павлу Пашенцеву, они с женой Женей еще 12 лет назад вели исторический кружок «Наследие» в нашей школе (там занималась и наша внучка Аня). Они даже подавали заявку на небольшое финансирование в Анивский бассейновый совет (не помню, удалось ли помочь им). Вот отрывок из описания проекта «Исследование археологических памятников в окрестностях г. Анива»:

«Историческая ситуация Анивского района уникальна. В древности через его территорию проходили важнейшие пути миграции древних народов, велся обсидиановый обмен, торговля. [Василевский, 2008, с. 164] Всё это способствовало образованию большого количества памятников археологии. Здесь расположены памятники эпох верхнего палеолита, неолита,  раннего железного века и средневековья. Среди важнейших (опорных) археологических памятников в Анивском районе учёные выделяют Огоньки-5, Олимпию-5, Ульяновку-2, Эноура-1, Крильонское городище – Сирануси (Опорные археологические памятники о. Сахалин). Это далеко не полный перечень археологических объектов Анивского района. Ряд памятников расположен в черте г. Анива и его окрестностях».

Короче, я начал читать книги и статьи по истории, а также вознамерился поискать архив Сергея Горбунова. Надеюсь, все это приведет к интересной публикации в соавторстве, а далее - к разработке туристских маршрутов.

3. Сергей Федорович Золотухин обратился с просьбой задать вопрос дружественным мне археологам: «Нивхи Сахалина использовали кольцо для стрельбы из лука? Этнографы описывают, что ульчи и нанайцы многое переняли от нивхов. Причина моего вопроса в том, что во Владивостоке археологи имеют об этом только китайские источники, и в них описана совсем другая форма колец. А в моих сборах есть кольца только такой формы, которая упоминается этнографами (Юрий Сем). Посылаю картинки. Мой вопрос: встречали ли у нивхов такие кольца для стрельбы из лука?»

Музейщики посоветовали почитать два источника, они оказались оцифрованы.

Крейнович Е. А. 1973. Нивхгу. Загадочные обитатели Амура и Сахалина. 

Таксами Ч. М. 1975. Основные проблемы истории и этнографии нивхов.

Полистав разделы об охоте, я ничего не нашел о кольцах и обратился к доктору Василевскому. Сан Саныч был занят очередной книгой, но небольшую переписку провел. Главное, что он сказал: "Кольца есть, второй вопрос, насколько они для чего...это не простая тема, очень тонкая"… Дальше он увидел, что кольца в мощной коллекции бронзовые, получается, собраны металлодетекторщиками, а им устав запрещает их консультировать.

Но дело в том, что Сергея Федоровича нельзя назвать «черным копателем», скорее, он аналитик копателей. Мне сразу захотелось перечитать его книжку 2013 года и статью о марэке 2016 года, а также пересмотреть коллекцию древних орудий лова.

4. Среди идентификаторов моих наблюдений в iNaturalist появилась Ольга Андреевна Чернягина, с. н. с. лаборатории экологии растений ФГБУН Тихоокеанский институт географии ДВО РАН. Для кого-то из своих коллег она задала вопрос о современном названии населенного пункта, в японское время называемого Otasan.

Несмотря на кажущуюся простоту запроса, пришлось повозиться. В двух известных мне источниках по японской топонимике этого названия не было.

Это список на сайте Старый Сахалин, сделанный на основе публикации в Вестнике СОКМ № 7. 2000. с. 313-323 (сост. В. В. Переславцев).

Поэтому я предположил, что топоним айнский, полистал словари Добротворского (1875) и Бэчелора (1901). Предлог ott'a означает «на» или «во время», слог san может означать «спускаться, двигаться от дома (или гор) к морю, к реке; течь вниз, стекать; плыть вниз». То есть, скорее всего, это место при устье реки. Сначала я решил, что это айнское селение находилось на побережье, где не было японских поселков, вероятно, на востоке от Долинска – возле речек Бахура, Анна, Симау или Жуковка.

Но оказалось, что Бронислав Пилсудский («Некоторые сведения об отдельных айнских стойбищах на о. Сахалине». 2007, стр. 89) оставил четкое указание на селение и реку Отасан – это современная Фирсовка, при японцах Одасаму.  Еще одно солидное издание – «Перепись населения Карафуто 1920 г.», 2017 тоже не содержит Отосан, зато Одосаму описано исчерпывающе: число домохозяйств – 54; общая численность населения – 601 чел., из них всего 88 женщин; 74 айнов, 10 корейцев; основные занятия – промышленность, рыбное и сельское хозяйство.

Итак, место имело разные названия в разные периоды: Отосан, Одосаму и Фирсовка.

 5. И, наконец, неожиданно вечером позвонил Сергей Прудников из Ильинска, о котором я уже неоднократно писал. Он вдумчиво изучает свой уголок островной земли, и уже сделал несколько интересных находок. Они касаются этимологии названия Дуэ и места высадки на Сахалине французского мореплавателя Лаперуза. Мне кажется, эти изыскания после некоторой доработки достойны публикации в краеведческой литературе. Но я пока не получал разрешения озвучивать эти находки, придется подождать…

 

Так или иначе, появилась куча драйверов для вовлечения в занятия историей своего края.

Меню

Минуточку ...