Водный план
Началось все еще после прошлого, второго заседания Бассейновой Комиссии при Министерстве экологии Сахалинской области (далее БК). Тогда мы еле отстояли БК вообще, а сформированный план работы на 2022 г. был какой-то никакой. Я посылал на адрес приемной файл с координатами двух сточных труб на Уюновке, но выяснилось, что они его вообще не видели. Потом я все порывался обследовать «горячие» точки, которые указал А. И. Здориков, да как-то не срасталось – погода, болезни, занятость. В конце-концов позвонил Н. С. Колтунович и услышал от нее, что они ждут наших предложений в план.
Ну, раз ждете – получайте! Составил список на свой вкус, ребята в группе что-то добавили. Всего получилось 18. Из них сам вычеркнул 6 как слишком частные и не по компетенции. Но и оставшихся 12 было многовато, появилась нужда провести приоритезацию. По ходу выяснилось, что команда не очень четко соблюдает правила игры или игнорирует мои просьбы. Пришлось опросить несколько людей со стороны.
И вот что получилось по итогу приоритезации (по порядку убывания важности и актуальности):
- Выявить и включить в перечень все неустановленные источники загрязнения в бассейне залива Анива.
- Обеспечить общественный контроль за выполнением работ по реконструкции очистных сооружений канализации Южно-Сахалинска, Корсакова, Анивы, Озерского и др.
- Принять участие в общественном обсуждении, проверке и экспертизе документации проектов, оказывающих воздействие на экосистемы бассейна залива Анива.
- Выявить нарушения водного законодательства при выделении и эксплуатации дальневосточных гектаров.
- Инициировать восстановление водоохранных полос путем посадки прирусловой растительности для контроля береговой эрозии.
- Разработать систему независимого мониторинга качества воды химико-биологическими методами. Подготовить волонтеров по оценке качества воды методами биоиндикации.
- Инициировать создание муниципальной экологической полиции или постоянной рейдовой группы для контроля и предупреждения нарушений водоохранного законодательства.
- Картировать систему водоотведения в населенных пунктах (кюветы и придорожные канавы) с целью противопаводковых мероприятий и улучшения комфортной среды.
- Инициировать рекультивацию закрытых полигонов ТКО и хранилищ отработанного ила очистных сооружений путем лесопосадок и благоустройства.
- Организовать и принять участие в акциях по очистке от бытового мусора русел и берегов рек, впадающих в залив Анива, побережий озер и мест отдыха.
- Опубликовать и распространить методические материалы по восстановлению и реабилитации водоохранных полос.
- Начать сбор материалов для Атласа рек Сахалинской области.
Очевидно, что надо включать в План работы БК пункты 1-6, для них провести анализ проблем и выбор решений, а остальные выполнять по возможности. Например, п. 7 активно продвигает А. С. Сагун, координатор экологического направления «Серебряных волонтеров». Пункт 8 и так есть или должен быть в муниципальных образованиях. Пункт 10 и так выполняется Министерством в рамках движения «Вода России». Ну, а пункты 11-12 я сам берусь выполнять в свободное от отдыха отпускное время.
На всякий случай приведу еще те 6 пунктов, которые заранее уже забраковал.
13. Создать музей залива Анива (в случае победы в грантовом конкурсе).
14. Продолжить работу по проекту «Хранители Уюновки».
15. Инициировать создание карбонового полигона и карбоновых ферм в районе памятника природы «Успеновские клюквенники» (в случае победы в грантовом конкурсе).
16. Инициировать развитие санитарной аквакультуры в бухте Лососей.
17. Инициировать создание снего-ветрозащитных лесных полос в Сусунайской низменности.
18. Проводить разъяснительную работу по экономии воды и сохранению водных ресурсов среди молодежи.
16 марта я попал на совещание при новом и. о. министра экологии и устойчивого развития М. С. Милич. Кроме БК, разговор велся о предстоящем в апреле съезде «Серебряных волонтеров». Я не снимал маски, поэтому мог не скрывать улыбки, когда приходилось слышать знакомые словечки «бэкграунд», «кейс», «синэргия»…
Я не знал в каком формате будет встреча с Миленой Сретеновной, поэтому заготовил свой «бэкграунд». Типа того, что мне посчастливилось работать с международной организацией, я побывал в нескольких обменах в Штатах и научился многому тому, что никак не находит применения на родной земле. В частности, французской модели построения бассейновых организаций, у нас был хороший опыт лет 15 назад по работе лососевых советов при муниципалитетах. Когда появилась возможность выполнить близнецовый проект по восстановлению реки, но мы не рискнули выбрать бассейн Сусуи, а на Таранае результаты получились не слишком впечатляющими. А в позапрошлом году я отработал проект «Сусуя живая и мертвая» на средства Правительства Сахалинской области и убедился, какой огромный ком проблем скопился в бассейне реки, в котором проживает половина населения области. Одно из предложений по итогам проекта – создать бассейновый совет реки Сусуя. А председатель общественного совета МО Анивский ГО перевел на проблемы залива Анива в целом, так как иногда на Анивском взморье запрещают купаться. Положение о Министерстве экологии позволяет создавать внутри него тематические комиссии, а составленное положение о БК оказалось вполне работоспособным. Так что теперь дело за актуализацией плана работы, то есть о выборе ответственных, участников и сроков исполнения. В ближайшее время постараюсь сделать свой вклад в это, заседание БК ожидается в апреле, когда меня не будет, и придется кому-то делегировать полномочия. Важно, что предложено пока ограничиться бассейном залива Анива.
После того, как все разошлись, еще удалось немного пообщаться с Миленой о климатической повестке. Оказывается, ничего не скрывается, просто пока ни в СахГУ и нигде особых подвижек не наблюдается. Я прямым текстом попросил, чтобы меня держали в курсе как потенциального стейкхолдера «снизу».