Сусуйский сосуд
Сегодня меня пригласили осмотреть браконьерский улов на Кривуне недалеко от устья Лютоги. Возле особняка, построенного депутатом Авеняном на ДВ-гектаре, стояла полуразбитая машина без номеров, в багажнике которой сложены сети вместе с рыбой. Утром инспектора подъехали, брэки сбежали, а мне пришлось раскладывать рыбу (94 экз. горбуши и 1 экз. симы) и определять соотношение полов (48:46).
Выбрал время и прошелся вдоль обрыва, на котором периодически появляются артефакты стоянки «Лютога-1». Нашел обломки сосуда сусуйского типа, вот они. Лично мне такого орнамента не попадалось. Толщина стенок 7 мм, цвет материала темно-коричневый, с примесью песка.
Отправил фотографию Ольге Алексеевне Шубиной. Вот что она ответила: «Керамика в принципе обычная, в музейной коллекции таких много. Орнамент штамповый овально-гребенчатый - один из вариантов сусуйской керамики».
Я было начал возвращаться в тематику, но вовремя опомнился (сейчас период очень срочных и важных дел в других сферах). Вот только один отрывок:
«Керамика типа сусуя. Представлена кругло-, остро- и плоскодонными сосудами без горловины, с широким открытым устьем. Орнамент состоит из различных композиций, исполненных оттисками шнура или гребенчатого штампа. Памятники с данной керамикой в настоящее время выделяются в отдельную сусуйскую культуру. Они связаны с традициями культур эпидзёмон, датируются периодом от V–IV вв. до н.э. (юг Сахалина) до II–V вв. н.э. (юг Сахалина, север Хоккайдо). По мнению Ямаура Киёси, сосуды типа сусуя на севере Хоккайдо в отличие от сахалинских не украшены гребенчатым орнаментом [1985, с. 57]. Однако данный орнамент имеется на керамике, обнаруженной на памятниках на севере Сахалина и в устье Амура. Это керамика типа эсутору [Нииока Такэхико, 1970] и типа 1a (памятник Хандуза) [Там же], которая в российской археологии входит в керамические комплексы набильской культуры [Василевский и др., 2005]. Учитывая отсутствие гребенчатого орнамента на сосудах с Хоккайдо, можно предположить, что влияние керамики набильской культуры на юге Сахалина нáчало проявляться во II в. н.э. Возможно, что ее распространение в этой части острова было связано с вытеснением некоторых племен с севера носителями польцевской культуры». (Дерюгин В. А. 2008. К вопросу определения понятия «охотская культура» // Археология, этнография и антропология Евразии. 1(33), с. 58-66).