Крильон-2023. Прогулки с грибоведами
Как только мы добрались до «научной улицы» на Могучи, в ту же ночь прошел сильнейший ливень, вода поднялась и помутнела. В реки соваться было бессмысленно, и волей-неволей пришлось ходить вместе с другими участниками экспедиции.
В первой смене были сразу два миколога – Бухарова Надежда Владимировна, ФНЦБР ДВО РАН, Владивосток «Первые сведения об афиллофоровых грибах (Basidiomyceta) полуострова Крильон» и Кочунова Наталья Анатольевна, Амурский ботсад «Агарикоидные базидиомицеты полуострова Крильон».
Надежда имеет хорошие организационные способности и лидерские качества, поэтому с ее легкой руки зашло мое первое предложение о ежевечерних лекциях каждого участника экспедиции. С другими предложениями, видимо, будет не так просто. Я предложил кроме отчетов писать научно-популярные статьи для Вестника Сахалинского музея, а также каждому участнику выбрать свой харизмат – наиболее яркий и интересный представитель флоры-фауны по их мнению.
В первый же вечер мы с удовольствием заслушали доклад Надежды о грибах, теперь у меня есть даже презентация «Грибы вокруг нас». Самое важное, что я узнал – афиллофоровые – это древесные грибы, агариковые – шляпочные.
На Могучи они нашли трутовик лакированный Ganoderma lucidum, а на Рифлянке и на Найче я видел шишкогриб хлопьеножковый Strobilomyces strobilaceus. Оба вида включены в Красную книгу Сахалинской области по статусу 3б - редкий вид, имеющий значительный ареал, в пределах которого встречается спорадически и с небольшой численностью популяций. Еще был роскошный экземпляр королевского мухомора Amanita regalis (но я могу ошибаться).
Ну, и если нужен в качестве харизмата съедобный хорошо известный гриб – это, конечно, белый (боровик) Boletus edulis. С начала второй смены экспедиции я собирал белые три раза, и каждый раз повар Светлана варила вкусные супчики.
Когда я показал на ТГ-канале «Крильон-2023 – ученые» свои наблюдения, собранные в первую смену, неожиданно возникла такая переписка:
- Не постите, пожалуйста, мои грибы. Позвольте отчёт написать сначала. А то новизны не будет. Мы столкнулись с проблемой, когда из портала inaturalist были перемещены данные в базу GBIF, а научных публикаций как таковых не было, но, тем не менее, вид уже не считался новым для региона...
- Дорогие коллеги! Очень хорошо, что сказали. Пока вам некогда (судя по фоткам), на всякий случай удалю все кроме самых банальных. Потом поможете разобраться в их статусе и разрешите вернуть. Для меня это очень интересная ситуация, первое столкновение гражданской науки с официальной. Но насколько я знаю, в базу GBIF наблюдения попадают после того, как в iNat получат исследовательский статус. А кроме вас как специалистов в нашем регионе никто этого не сможет, так что не переживайте.
- Определить вид гриба можем не только мы, но и наши коллеги из других регионов, например Нина Филлипова (Югорский государственный университет) очень активно "сидит" на этом портале.
Я удалил 12 наблюдений грибов и 1 морского червя. А 6 сентября я вообще потерял доступ к своему профилю на iNaturalist, но это уже другая история…
Теперь я просто обязан получше изучить царство грибов и все, что с ними связано. Вот абзац из Введения диссертации Н. А. Кочуновой «Базидиальные макромицеты юга Амуро-Зейского междуречья» (2007):
«Одна из главных особенностей жизни - круговорот органических веществ, основанный на постоянном взаимодействии противоположных процессов синтеза и деструкции (Камшилов, 1979). Грибы, являясь составным компонентом практически всех экосистем, активно участвуют в процессах биодеструкции, в ходе которых происходит возврат биогенных веществ в циклы. Ведущая роль в разложении органического материала принадлежит базидиальным макромицетам - класс Basidiomycota (Частухин, Николаевская, 1969).
Несмотря на то, что науке уже известно около 100 тысяч видов грибов, до настоящего времени эти организмы остаются одной из наименее изученных групп живых существ. Количество реально существующих в природе видов, по расчётам профессора Д.Л. Хоуксворта (Hawksworth, 1991), может достигать 1 500 000. Поэтому проведение работ в сфере биологического разнообразия этих организмов остается актуальным. Необходимым этапом таких работ является изучение региональных микобиот, поскольку отсутствие сведений о них делает невозможной оценку степени новизны находок и частоты встречаемости того или иного вида на исследуемой территории».
Камшилов М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1979. 256 с.
Частухин В.Я., Николаевская М.А. Биологический распад и ресинтез органических веществ в природе. Л.: Наука, 1969. 326 с.
Hawksworth D. L. The fungal dimension of biodiversity: magnitude, significance, and conservation // Mycological Research. 1991. Vol. 95. P. 641-655.
Диссертационная работа Н. В. Бухаровой называется «Афиллофоровые грибы государственного природного заповедника «Бастак». Обе они являются ученицами Елены Мироновны Булах, недавно ушедшей. Надежда, кстати, опубликовала некролог в журнале «Биота и среда природных территорий» (2022)
К сожалению, мне пока неизвестна история изучения разнообразия грибов на Сахалине. В учебном пособии «Биоразнообразие Сахалинской области» (2012) со ссылкой на трехтомник «Низшие растения, грибы и мохообразные советского Дальнего Востока России» (1990-2005) всего 607 видов – явно недостаточно.
В Красной книге Сахалинской области (2019) описано 18 видов, все статьи под авторством Е. М. Булах.
Так что надеемся на продолжение работ дальневосточных микологов у нас на острове.
Ну, и наконец: