Самый тяжелый май
Закончился май, пока самый тяжелый в моей жизни. С отпуска прилетел больной и разбитый, больше трех недель холостяковал, нагрузки были как всегда, еще и студента-практиканта прислали. Выручала собачка Микки, хотя это тоже нагрузка. Ничего не хотелось, все валилось из рук, придумал, что это профессиональное выгорание. К концу месяца записался на капельницы в дневной стационар, приехала любимая, вроде жизнь начала налаживаться. Ну хватит ныть, кратко перечислю основные события.
Прямо с самолета проводил погибшего Игоря Боброва, тоже потрясение то еще. Теперь программа по тайменю закроется.
Погулял по Таранаю и по Ландышевому променаду, фотографировал все весеннее как в первый или в последний раз. Вот строчок, а вот какие-то геологи поставили колышки вдоль дороги, а это прекрасные лизихитоны («теряющие плащ»).
Интересно, что второй раз в истории моих 43-летних наблюдений корюшка активно клевала на заходе, так как вода была необычно прозрачная.
18 мая я поехал в Южный на «Ночь музеев». Пообщался с Николаем Шелеповым, он вернулся с Севера и работает в «Советском Сахалине». Рассказал много интересного про таймырские дела, но это все же лучше читать в первоисточнике, а не пересказывать. Посетил две экскурсии (в том числе Ларисы Ивановны Ореховой) и несколько лекций, в том числе «Динозавры. Забота о потомстве» (лектор С. В. Данилов), «Почему шмели – это пчелы, а пчелы – это не только шмели?» (А. В. Зайцев) и «Язык насекомых. Звуковая коммуникация в их семействах» (А. В. Вертянкин). После первой лекции мальчик передал музею найденные в Пригородном аммониты (один из них – редкий гетероморфный), после второй я предложил Андрею опубликовать статью со своими интересными и глубокими наблюдениями. А конца третьей не дождался и побежал на вокзал.
21 мая мы сходили на Императорское озеро, я поставил там фотоловушку. Влад снимал с дрона, получился необычный панорамный снимок.
27 мая В. Е. Ильгин пригласил на круглый стол в мэрии по вопросу защиты «Успеновских клюквенников». Я попытался озвучить предложение о создании визит-центра, вот оно.
О проекте визит-центра памятника природы «Успеновские клюквенники»
Впервые публично это предложение прозвучало в ноябре 2022 г. на презентации книги анивских краеведов «Немеркнущее наследие анивской земли». Тогда было предложено для повышения туристской привлекательности района создать точки притяжения. На Телеграм-канале «Утро Родины» было проведено голосование из девяти вариантов, и этот проект занял первое место с результатом 51% голосов.
В том же году в программу грантов Правительства Сахалинской области подавалась заявка от имени Ильгина В. Е. (на сумму 500000 руб.). Главной целью проекта ставилось сохранение памятника природы регионального значения «Успеновские клюквенники», а среди задач были означены следующие:
- Изучение территории и биоты памятника природы.
- Информирование населения о границах и режиме охраны.
- Эколого-просветительская деятельность в созданном визит-центре на базе сельского клуба.
- Развитие экологического туризма.
- Разработка предложений для участия в достижении углеродной нейтральности региона.
Визит-центр (информационный центр) – это место, где люди впервые получают информацию о данной особо охраняемой природной территории.
Основные цели и функции визит-центров:
Привлечение посетителей на охраняемую природную территорию.
Организация системы непрерывного экологического просвещения местного населения и формирование представлений о целостности природы и важности сохранения каждого ее компонента.
Расширение знаний о разнообразии растительного и животного мира территории. Знакомство с редкими и исчезающими видами, видами, занесенными в Красную книгу.
Воспитание чувства ответственности и патриотизма в деле сохранения природы своего края.
Повышение общего культурного уровня населения.
Вовлечение населения, особенно молодежи в практическую деятельность по охране природы.
Содействие экономическому развитию района путем организации устойчивого экологического туризма; возрождения народных промыслов и ремесел.
Созданию визит-центра должно предшествовать составление научной концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного решения. Памятник природы «Успеновские клюквенники» пока не имеет полного описания, нам известна всего одна статья, специально посвященная его природе (Цырендоржиева и др., «Успеновские клюквенники» как ботанический памятник природы острова Сахалин», 2010). Поэтому задача стоит интересная и непростая, для дальнейшего изучения мы предлагаем привлечь лабораторию островных экосистем Института морской геологии и геофизики ДВО РАН под руководством Р. Н. Сабирова.
Предварительно главным в экспозиции будущего визит-центра нам видится рассказ о кустарничке клюкве с самых разных сторон: виды клюквы, формы плодов, экология, свойства, урожайность, роль в экосистеме, 26 рецептов из клюквы (из монографии Крышняя С. В., Кордюков А. В. «Клюква на юге острова Сахалин», 2018). Одним из символов (маскотов) памятника должна стать, само собой, клюква. А живым символом (харизматом) мы предлагаем японского колонка-итатси, завезенного японцами в 1930-х годах и исчезнувшего не только из сахалинской, но и из фауны всей страны (Здориков, 2011). Есть надежда, что он все же сохранился где-то в Сусунайской долине, и можно попытаться найти его с помощью фотоловушек.
Важнейшей функцией визит-центра должен стать рассказ о болотах как о ценных и своеобразных экосистемах (под девизом «Живое болото дороже торфа!»). Болото кормит, болото лечит, это дополнительные легкие планеты и естественные кладовые пресной воды. Более того, это природная карбоновая ферма, то есть, оно эффективно поглощает углекислый газ из атмосферы, препятствуя развитию парникового эффекта.
Еще одна важная функция будущего визит-центра – научить ориентированию и выживанию, что актуально для этих мест.
Если немного помечтать, визит-центр может и должен стать частью Кластера познавательного туризма на территории Анивского городского округа. Точками притяжения и образовательными объектами предлагаются следующие историко-природные тропы (ИПТ):
- «Умная тропа в нескучном парке» (в рамках проекта парка «Заречье»).
- «Живое прошлое Лютоги» (река Каменка, приток Лютоги).
- «Стоянка Огоньки-5» (опорный памятник верхнего палеолита, район Урожайного).
- «Путь лосося» (район лагеря «Сахалинская звезда»).
- «Залив Анива» (набережная залива).
- «Река Лютога» (набережная реки).
- «Большая анивская тропа» (вдоль озера Длинное у пляжа).
- «Ландышевый променад» (там же).
- «Озеро Императорское» (у Ловецкого перевала).
- «Гора Сокомжа» (район с. Петропавловское).
Готов для желающих провести экскурсию по перечисленным объектам, а также в кабинет краеведения в Анивском ДДТ.
Между делом состоялась такая переписка:
«Сергей Степанович, добрый день! Андрей Ильин беспокоит, сайт АСТВ. По заданию правительства готовим материал о том, что Сахалинская область вошла в десятку лидеров среди регионов России по качеству жизни. В частности, отмечается улучшение экологии и борьбы за чистоту. Хотел бы получить Ваш комментарий. Как Вы считаете, действительно ли в регионе повышается качество жизни? Есть ли изменения в отношении как властей, так и населения к экологии? Что сегодня делается для улучшения экологической обстановки?»
«Спасибо за внимание к моей скромной персоне. Лично я воспринимаю ваше приглашение высказаться как возможность хоть чуть-чуть повлиять на реальное улучшение ситуации в сохранении природы и улучшении состояния окружающей среды. Само собой, вопрос чисто популистский. Я, как и многие коллеги и простые граждане, могу до бесконечности перечислять нерешенные проблемы и противоречия. Но справедливости ради, надо сказать, что они не перечеркивают намерения и достижения властей. Наиболее подходящим я считаю выражение, что до реальных позитивных результатов еще далеко, но появились и надежды. (Лишь бы они не были аннулированы как в политике Борис Надеждин). Очень кратко о тех направлениях, к которым я лично имею какое-то отношение. Мы следим за изменением ситуации с очистными сооружениями в бассейне залива Анива. Нет спора, многое делается, но есть и пробелы, например, много ручьев в городе течет мимо ОСК-7, продолжаются сбросы с крупных животноводческих комплексов и т.д. Министерство экологии, где меняется уже четвертый министр, слабо привлекает к активной деятельности экологическую общественность (я имею в виду Бассейновую комиссию). Никак не удается организовать достойную замену разгромленному Экологическому Совету Сахалинской области. Другой пример касается куска островной земли, за которую я ощущаю личную ответственность – полуострова Крильон со стороны залива Анива. Там появился хозяин, территория начала развиваться, создается даже биостанция МГУ. Но есть вполне понятные сомнения и опасения, так же как в предыдущем примере, требуется канал для обратной связи со специалистами и заинтересованной общественностью. Короче, кроме увеличения объема вложенных денежных средств, нужно еще и соблюдение принятых в развитых странах норм: научный подход и широкое вовлечение гражданского общества. Это как цветок триллиума – гармоничные три в единстве: власть, бизнес и общество».