В Пильво
Впервые за много лет удалось попасть в Пильво, расселенный поселок в Смирныховском районе. И даже немного южнее – на берег бухты между мысами Корсакова и Пограничным.
Уже по дороге места поразили красотой. Вот, например, Славянский хребет к западу от Матросово.
А это лесная дорога в долинах рек Орловка и Пилевка.
Кстати, дорога не «убитая», и мосты надежные. А вот место, где был порог, взорванный в середине 1990-х с моим случайным участием, я не увидел.
На берегу бухты Корсакова (в честь военного губернатора Забайкальской области М. С. Корсакова (ударение на А)) открывается вид на север – мыс Мозир, где я бывал, скалы Волнолом и к югу – мыс Корсакова (вторая Коврижка).
Посередине остатки деревянного причала.
Вдали на севере выделяется правильный конус горы Китоуси («середина гавани»). На вершине мыса Корсакова была стоянка, точнее крепость-часи, разрушенная пограничной землянкой и РИТЭГом.
Первым из русских в 1857 г. здесь побывал лейтенант Н. В. Рудановский, который с 15 матросами плыл из основанного им поста Куссунай (Ильинское) до Дуэ. Он назвал Пилевку именем командира шхуны «Восток» А. Е. Шлиппенбаха. Другие известные исследователи, побывавшие здесь: Ф. Б. Шмидт, Г. В. Шебунин, И. В. Павлович, З. М. Белкин, Л. Я Штернберг, А. А. фон Фрикен. П. Г. Попов и др.
Потом поселок пытались заселить ссыльными, отбывшими каторгу. В ходу была поговорка «Настоящая каторга начинается по выходе из каторги на поселение». Купец 1 гильдии из Владивостока Ю. И. Бринер (дед будущего известного американского актера Юла Бриннера) основывал здесь разные предприятия. Работал здесь и отец актера студент Горного института Б. Ю. Бринер. Угольные пласты были разведаны в прибрежной полосе между устьем р. Пилевка и японской границей. Сейчас все штольни завалены и поверхностные сооружения разрушены. В долинах двух первых ручьев к югу от с. Пильво были 3 штольни, шахта № 3 «Тайга» и наклонная шахта. В долине второго ручья от мыса Корсакова были штольни и казарма для рабочих. Между двумя горными отводами в лесу была просека.
А мне особенно интересно открытие геолога Н. Н. Тихоновича. В 1908 г. на реке Амба (правый приток Пилевки) в свите известковитых песчаников и конгломератов нижнего сенона он обнаружил окаменелую фалангу неизвестного животного. Палеонтолог А. Н. Рябинин определил ее как кость плезиозавра Elasmosaurus sachalinensis nov. sp. Ну вот и появилась точка притяжения для таких как я.
Кстати, вдоль реки Амба через перевал по р. Маскино до Онор в 1921 г. японцы пробили вьючную дорогу длиной 65 км, поставили около 100 мостов и гатей, три промежуточные станции «экитэдзо».
В наше время устьевую зону Пилевки назвали рекреационной, поставили вдоль моря навесы, осталась метеостанция и бывшие дома в качестве дач да вот еще упомянуты работники камнерезного предприятия «Сахгемс», ведущие добычу камня в районе мыса Пограничный.
Предприниматель Вячеслав Владимирович построил 6 уютных гостевых домиков, вот воды пока нет.
В распадок на правом берегу (по карте это ручей Больничный) ведет пешеходный мостик, там ребята Максим, Сергей и Никита тоже готовят домик для гостей на ДВ-гектаре.
На следующее утро мы попали за мыс Корсакова, там в безымянной бухте скала Львиный камень (иногда Черепаха), мыс Пограничный.
Вот как раз ручей, в долине которого были штольни и казарма.
Я уже привык искать в каждом новом месте свои «фишки», заманки для туристов. Здесь это в первую очередь – граница. Во-первых, граница расселения нивхов и айнов. Даже названия нивхское Пиль-во и айнское Порокотан по-русски означают одно и то же – большое село.
Во-вторых, через мыс Пограничный проходила граница между российской и японской частями острова, установленная по итогам войны 1905 г. Японцы прокладывали разграничительную линию как раз в сторону запада от реки Поронай. Интересно, что прямо на мысу стоял пограничный астрономический знак № 4, по просеке вдоль 50-й параллели – 17 промежуточных каменных столбов. Большинство этих раритетов бесследно исчезли.
На склонах южной экспозиции я увидел сазу курильскую Sasa kurilensis и предположил, что здесь проходит северная граница ее распространения на Сахалине. Но нет, судя по Смирнову (2002), она встречается на север до Александровска. А вот остальные 14 видов сазы, действительно, все растут гораздо южнее (интересно, кто их различает?).
Мыс Пограничный выглядит совершенно непроходимым. Зарастающая дорога идет где-то поверху, в обход ручья. Глядя на крутые склоны, я почему-то представил крутую деревянную лестницу, по которой можно перевалить через скалу и попасть в легендарный поселок-призрак Амбецу (Возвращение). Амбецу начинался сразу же за мысом Пограничный и тянулся на юг до речки Акаси (Махровка). Листаю книгу И. А. Самарина – и вот она лестница на японской открытке.
Более того, в 1953 г. построили лестницу и наши, когда Возвращение отнесли к Пилевскому сельсовету.
Самарин И. А. Пильво. История большого села. 2014. Южно-Сахалинск. 192 с.
Самарин И. А. Поселок Амбецу // Вестник Сахалинского музея. № 6. 1999. С. 270-275
Смирнов А. А. Распространение сосудистых растений на острове Сахалин. 2002. Южно-Сахалинск: ИМГиГ. 245 с.



















